Спрашивает: Елена
Вопрос:
Вопрос задан:
10 января 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Причин здесь может быть несколько. Первая причина – физическое недомогание, никак не связанное с участием в Таинстве Соборования. Наша физическая природа повреждена падением Адама и, как следствие, подвержена множеству болезней. Вторая – неправильное душевное состояние во время принятия Таинства. Апостол Павел о Евхаристии пишет следующее: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11. 27 – 30). Как видно из этих слов, Евхаристия может, не только не послужить к соединению человека с Богом, но и к его осуждению, к физическим болезням и даже к преждевременной смерти. Тот – же принцип действует и в отношении любого другого Таинства, в том числе и Соборования. Что подразумевает апостол Павел под словами: «Да испытывает же себя человек»? – Правильное душевное состояние, которое принимающий Таинство, с Божьей помощью, должен выработать в себе при помощи молитвы, поста, и аскетических упражнений. В православном богословии оно именуется субъективной стороной Таинства, или его действенностью. Любое Таинство действенно только в той степени, в которой человек раскрыт для принятия соответствующих Даров Святого Духа. Условия действенности Таинств, таковы: 1.Вера в Бога (вера - не как рациональное признание Его бытия, но как доверие Его воле и словам, приводимым в Священном Писании, и как верность Ему). 2.Покаяние. 3.Осознание своей греховности и никчемности в отношениях с Богом. 4.Смирение себя перед Ним. 5. Желание принять Дар Благодати в Таинстве. 6. Живое молитвенное соучастие в Таинстве и испрошение себе у Бога Благодати. Итак, в какой мере мы видим свою греховность и недостоинство, в какой мере смиряемся перед Богом и просим Его освящения, в такой - и получаем. И наоборот: насколько наше сердце нечувственно и окамененно от греха, насколько мы ощущаем себя вполне «достойными» Таинства, настолько в реальности оказываемся и недостойны. А потому, нередко после Причастия или Соборования в таком душевном состоянии, можем ощущать вместо радости – мрак, вместо душевной лёгкости – тяжесть, вместо чувства чистоты – нечистоту, вместо глубокого духовного удовлетворения – неудовлетворённость. А могут появляться и симптомы физических недомоганий. Например, в моей практике был случай, когда мальчик, крещёный в Православии, но ходивший к баптистам, однажды пришёл в православный храм и не раскаявшись в отступлении от Церкви, причастился. После причастия ему стало так плохо, так, что его под руки вывели на свежий воздух и он с трудом пришёл в себя. Так что, проанализируйте, пожалуйста своё внутренне состояние, и возможно, Вы найдёте причины столь болезненного перенесения Вами Соборования.