Является ли грехом, если человек перешёл из православной веры в протестантскую? Чем отличается православие от протестантизма?

Категории вопроса: Православная вера, Грехи, Другие религии

Спрашивает: Павел

Вопрос:

Здравствуйте. Хотел спросить: является ли грехом, если человек перешёл из православной веры в протестантскую? Чем они отличаются? Заранее спасибо! Павел

Вопрос задан:
14 января 2016

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Прежде, чем ответить на вопрос о последствиях перехода человека из Православия в Протестантизм, выясним, что из себя представляет Протестантское движение и какова его история.

Протестантизм зародился в лоне Римо – Католической Церкви в начале 16 века. Причины его появления были, как политические, так и духовные. Политические заключались в разногласиях между отдельными европейскими государствами и оппозиции германских народов Риму и власти папства. Духовные причины крылись в упадке религиозной жизни самой Католической Церкви, что вызывало справедливый протест части верующих против её многочисленных злоупотреблений и новшеств, таких как, например, торговля индульгенциями, запрет мирянам читать Священное Писание, светская власть папства, симония. Назревала необходимость реформировать вероучение и церковную жизнь. Вскоре, для этого представился и повод. Немецкий католический священник Мартин Лютер, возмущённый продажей разрешительных грамот в германских государствах (индульгенции, кстати, сохранились в Католичестве до сего дня), открыто выступил против этого и в 1517 году прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов, осуждавших торговлю отпущением грехов. Лютер был поддержан светскими властями Германии, желавшими освободиться от власти папы. Параллельно с Лютером, в Швейцарии реформаторское движение возглавили Цвингли и Кальвин, а в 1534 году в Англии, в результате разрыва канонических отношений с Римом, появилась Англиканская Церковь. Так началось протестантское движение в Европе, вследствие чего, от Католической Церкви откололась половина её паствы.

Первоначально, существовало 3 крупных протестантских течения: Лютеране, Реформаты, или Кальвинисты, и Англиканская Церковь. Но мир Протестантизма не сохранил своей монолитности и в самое короткое время рассыпался на десятки и сотни направлений. Фундаментом Протестантского богословия стали 3 принципа:

1. Единственным источником вероучения была признана только Библия.

2. Спасение, по мнению Протестантов, совершается лишь через веру в Иисуса Христа.

3. Всеобщность священства.

Пытаясь бороться против заблуждений Католичества, Протестанты хотели возвратиться к состоянию чистоты Церкви первых веков Христианства, но, не имея представлений о Восточном Православии, сохранившем неповреждённым учение Христа и Апостолов, будучи не знакомы с творениями его великих Отцев, Протестанты исполнили печальную пословицу: выплеснули вместе с водой ребёнка. Справедливо выступая против ложных преданий Католичества, они отвергли и истинное Предание Церкви, признав единственным вероучительных источником Писание (Библию). Возмутившись юридическим представлением о добрых делах, как о заслугах перед Богом, совершенно отвергли их необходимость и утвердили возможность спасения лишь верой в Иисуса Христа. Соблазняясь роскошной и распущенной жизнью высшего духовенства Рима, Протестанты отказались от священства, как особого харизматического служения в Церкви, утвердив за каждым мирянином право, быть «священником».

Все эти предпосылки и привели к тому, что мир Протестантизма ещё дальше удалился от Апостольской Церкви, чем Католичество. Среди всех вероучительных заблуждений, наиболее важным здесь стало учение о спасении лишь верой и отрицание возможности освящения Богом материи. Отсюда – превращение Таинств лишь в наше, человеческое воспоминание о том, что совершил Христос. Отвержение почитания Креста, мощей, икон и других материальных святынь. Отказ от молитвенного призывания и почитания Святых и Богоматери, молитв за усопших и аскетики, как систематической борьбы с грехом. Одним словом, Протестантизм повредил самые глубинные основы Христианства и оказался за границами Церкви.

Теперь поговорим о том, не является – ли грехом переход из Православия в Протестантизм.

Наше время можно охарактеризовать, как период религиозного охлаждения, когда единственным настоящим «богом» для многих стало сребролюбие (любовь к деньгам), любостяжание (любовь к материальным благам и их приобретению), и сластолюбие (любовь к удовольствиям). А потому и духовная жизнь некоторых православных (по крещению) христиан ограничивается поиском более «лёгких» и «удобных» путей спасения, чем предлагает Церковь. Вопрос этот решается каждым по – разному: кто считает, что достаточно верить в Бога в душе, а остальное – необязательно, кто бывает в храме лишь два раза в жизни: на крестинах и отпевании, а кто думает, что «для спасения души, все святые – хороши!» и, к сожалению, отступает от Православия в Католичество, Протестантизм или секты.

Ведь там всё «достижимо» без особого труда: за богослужением сидят, нет дисциплины постов и аскетики, уверуй во Христа, и ты – спасён, а самое главное, там всё - «бесплатно», да ещё и помощь оказывают! (хотя хорошо известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке).

Вот и отпадают многие крещёные, но не воцерковлённые люди, от единства с Церковью.

Грех – ли это? – Безусловно. Сам Спаситель заповедал: «Если кто и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18,17). А святитель Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». И принцип: «всё равно, как верить, ведь Бог – один, лишь – бы быть хорошим человеком», здесь не срабатывает потому, что Христианство не нравственность ставит главной целью жизни. Главная цель: обретение спасительных отношений человека с Богом и вхождение в вечное, блаженное общение с Ним. А для этого мало быть приличным человеком. Необходимо воспользоваться спасительными средствами усвоения плодов Искупительной Жертвы Христа. А они - есть не во всякой общине, именующей себя Церковью. И здесь оказывается вовсе не всё равно, куда ходить и во что верить, ведь не всякая Церковь сохранила в полноте неповреждёнными эти средства.

Поэтому, чтобы выразить понятным нам языком состояние человека, отпавшего от Православия, скажем, что существует каноническая практика лишения умершего в этом грехе, отпевания и других видов церковного поминовения. А для лиц, осознавших свой грех, и желающих вернуться из инославия, или иноверия в общение с Церковью, есть специальные чины приёма. Всё это говорит о серьёзности последствий отпадения от Православия.





Последние вопросы и ответы

Крещён - ли младенец, если родители и восприемники атеисты? Слышал, что ребёнка крестят по вере родителей и восприемников, а крестили мальчика, чтобы не болел.
Здравствуйте! Для чего Господь создал наш мир, если Он знал, что с ним произойдет: что зло побеждает в этом мире, а любовь - нет?
Здравствуйте, батюшка. Я живу в состоянии, когда ничего не интересно, ничего не хочется всё непонятно. Что с этим делать? Как не потерять связь с Богом, если сил совсем нет?
Батюшка скажите пожалуйста, а если, допустим, человек – атеист, и не верует в Бога, но он очень хороший: делает добрые дела, не сквернословит, уважает родителей и т.д. Считается - ли этот человек грешным с точки зрения христианства?
Доброго вечера! Скажите, пожалуйста, есть ли в святоотеческой литературе какие-нибудь материалы, связанные с соотношением греховных страстей и телесных недугов?
Здравствуйте, очень хотела спросить: можно - ли креститься во время молитвы дома, в святых местах, если я пока не крещёная?
Доброе утро, батюшка. Подскажите, пожалуйста, что делать в такой ситуации: я общаюсь с парнем, который нравится моей подруге. Он тоже мной интересуется. Что делать дальше?
Слава Иисусу Христу! Ответ на вопрос о смысле земной жизни более-менее понятен. Можно ли как-то сформулировать смысл вечной жизни? И в какой книге можно об этом почитать подробнее? Благодарю за ответ!
Здравствуйте. Мучает меня ситуация: я знакома с мужчиной много лет. У нас родился совместный ребенок. Теперь, когда сыну исполнилось два года, он хочет с ним общаться. А я не хочу. Правильно ли я поступаю?
Доброго вечера, батюшка. Из церковного календаря 2013 года был удален епископ Василий Кинешемский (Преображенский). Как правильно поступить: позволяет ли Церковь обращаться в молитве ко всем тем святым, имён которых не оказалось в новом списке?



Смотрите также:







© 2025 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.