Я готовлюсь принять участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Не могу понять: почему потомки Адама должны нести на себе его грех, а также: является ли грехом мысленная зависть, осуждение и пожелание зла?

Категория вопроса: Исповедь и покаяние, Грехи

Спрашивает: Валерий

Вопрос:

Здравствуйте Батюшка! Пишу вам о следующем: Я человек православный. Систематически посещаю храм, литургии и богослужения по мере своих возможностей. Молюсь дома. Пытаюсь поститься в постные дни. ( с постом кстати сложнее всего: другие члены семьи не постятся, приходится готовить отдельно. да и вообще говорят мол ты молод еще чтоб о душе думать, питаться надо хорошо и так худой и т.п.) Однако, в таинствах исповеди причастия я пока не участвую. Знаю что участие во всех таинствах обязательное условие. Поэтому готовлюсь принимать участие в таинствах исповеди и причастия. До этого исповедался и причащался только один раз. Для причасти нужна предварительная исповедь. И вот тут у меня возникли вопросы и размышления. Я считаю. что для полноценной исповеди нужно осознать свои грехи, как мысленно (аналитически) так и на чувственном уровне (по зову совести). На чувственном уровне я осознаю свои грехи как бы интуитивно, хотя слава Богу у меня вроде бы их немного. Тут нужно начать с того, что согласно веры Христианской человеческая сущность сама по себе греховна, начиная от грехопадения Адама. И по идее уже это основание для раскаяния. Хотя я не могу понять этого с точки зрения справедливости. Почему потомки Адамовы должны нести на себе бремя греха своего первопредка? Сложнее с мысленным, аналитическим осознанием греховных помыслов и поступков. Здесь у меня неопределенность в голове относительно квалификации тех или иных помыслов к понятию грех. Например: я воздерживаюсь от плохих поступков и дел, но в помыслах, особенно если находит состояния гнева могу пожелать зла другим людям, или находясь под давлением современных социально-общественных ориентиров основным критерием которых является социальный статус, материальный достаток человека - могу позавидовать кому то, или поддаться негодованию. например если человек получил свой статус и благосостояние незаслуженно, то есть не по поступкам (удача, оказался в нужное время в нужном месте и пр.). В таких ситуациях думаешь, "везет же дуракам". Или в мыслях своих осуждаешь других людей, когда заведомо знаешь что статус свой они нажили не по совести, незаконно, проще говоря украли. Но ведь сказано: "не суди, да судим будешь", "не осуждай", однако. порой мысли осуждения в голову такие порой и лезут. Бывает проезжаешь по южной зоне Бишкека, смотришь на трехэтажные особняки и думаешь: "сколько же денег надо человеку украсть чтобы такой построить?" учитывая. что легальный бизнес таких доходов в нашей стране не дает, это практически нереально. В общем вот такие мысли невольно, невольно посещают меня, я думаю они посещают каждого человека. В связи с этим прежде чем покаяться в своих грехах, нужно точно есть греховное. Вот например: неблаговидные помыслы - это тоже грешно или нет? Помогите разобраться пожалуйста. И подскажите литературные источники, где об этом можно почитать. Заранее спасибо!

Вопрос задан:
25 мая 2016

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Начну с вопроса о первородном грехе: почему согрешил Адам, а все его потомки несут последствия этого падения? Первый, и очень важный момент заключается в том, что Адам – прародитель всего рода человеческого. Он – матрица. Повреждена матрица, повреждёнными выходят и все детали, сделанные с неё. Поэтому, личной ответственности за грех Адама мы не несём, но, как его дети, мы рождаемся в состоянии поврежденности   природы: в страстности, тленности и смертности. Точно так – же, как: дети алкоголика или наркомана не виноваты в грехе отца, но, как результат его греховной жизни, они появляются в мир больными. И второй момент: Бог попускает потомкам Адама нести последствия его греха потому, что это необходимо для достижения, так называемого, непадательного состояния, основанного на опытном познании того, что без Бога мы не способны стать лучше.

Что касается мысленной сферы, то действительно, чистыми должны быть не только наши поступки и слова, но и желания и мысли. Поэтому, мысленная зависть, осуждение, желание зла другим, безусловно, греховны. Тем более, что согласно православной аскетике, грех начинается с помыслов (так называемого, прилога).  Затем, он переходит во внимание, желание, и прочие стадии, в конечном счёте, выливаясь, в порок, и страсть (полное порабощение воли греховной зависимостью). Так что, легче всего бороться с ним пока он живёт в помыслах и впечатлениях.

Для надлежащего приготовления к Таинству Исповеди, Вы можете почитать книгу архим. Иоанна (Крестьянкина): «Опыт построения Исповеди». Она есть в интернете.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте Батюшка. Почему первым грехом считается первородный грех, если по факту первый грех совершил Денница?
Добрый день, батюшка. Подскажите пожалуйста, как с рассуждением подавать милостыню, и всегда - ли помогать людям, когда просят?
Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос: могу - ли я жениться на племяннице своего крёстного?
Здравствуйте. Вышла замуж за башкира. Он крещеный, я - нет. Однако, мне Ислам не близок. Подскажите, как деликатно дать отказ свекрови, если она пригласит муллу для благословения нашего брака?
Здравствуйте. Хочу выбрать себе имя святого по святцам и нумерологически по дате моего рождения. Подскажите, как правильно это сделать.
Мой муж увлекся другой женщиной. Мы поссорились, и я его прогнала. Мы не общаемся. У меня возникло желание уйти в монастырь. Как быть?
Я – мусульманка. Моя дочь хочет перейти в Православие, т.к. у меня золовка христианка и свекровь моя православная. Я – против. Помогите мне.
Я – кыргыз, мне 52 года. Учился в Бишкеке. Можно - ли мне принять Православие?
Здравствуйте. Мне 14 лет. Хочу прийти на Исповедь, но меня многое смущает. Помогите разобраться.
Здравствуй, Батюшка. Мне не хочется ходить в школу. Что делать?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.