Как относиться к старцу иеросхимонаху Сампсону Сиверсу?

Категория вопроса: Традиции церкви и ложные обычаи

Спрашивает: Ирина

Вопрос:

Как относиться к старцу иеросхимонаху Сампсону Сиверсу? В интернете информация очень противоречивая.

Вопрос задан:
09 июня 2016

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

К сожалению, Сампсон (Сиверс) является лжестарцем и лжесвятым. Для обоснования этого суждения приведу конкретные факты.

В Православии существуют критерии святости, служащие поводом для последующей канонизации подвижника:

1. Нравственная чистота жизни.

2. Чистота догматического учения, исповедуемая им.

3. Свидетельство Церкви.

Говоря о первом критерии применительно к иеромонаху Сампсону (Сиверсу), можно отметить печальное несоответствие. Начнём с того, что он являлся самозванцем, намеренно приписав себе графский титул и фамилию «Сиверс». На самом деле, так называемый «старец» родился в семье прапорщика запаса и канцелярского служащего (РГИА. Ф. 515. Оп. 73. Д. 662. Л. 27-32.). Это впоследствии он будет слагать легенды о своём происхождении, именуя отца "графом, полковником и начальником штаба генерала Рузского". Впрочем, приписывание Сампсону (Сиверсу) графского титула не является фальшью первостепенного порядка. Именование «старца» иеромонахом, то есть носителем священного сана и монашества, также является обманом, ибо от священства, монашества и даже Православной веры он письменно отрекся еще в 1936 г.  Так, в заявлении на имя начальника областного управления НКВД Воронежской области от 10 августа 1936 г. тогда еще иеромонах Сампсон (Сиверс) писал: "Вторично заявляю настоящим моим заявлением, что актом моего сознательного раскаяния в обвинениях, мне следствием предъявленных, в коих я признался, подробно вскрыв свои вины, как сознательный гражданин, а не враг истине и справедливости дела рабочего класса в стране Советов. Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества. Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней" (Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934.) Согласно каноническому праву Православной Церкви, всякий священнослужитель, добровольно отрекшийся от сана, отлучается от Церкви и в случае покаяния может быть принят в церковное общение исключительно как мирянин. Вот что гласит по этому поводу 62 Апостольское правило: "Если кто из клира, устрашась человека, иудея или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен из клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин". Таким образом, с 10 августа 1936 г. для православных христиан совершенно недопустимо именовать Сампсона (Сиверса) священнослужителем в сане иеромонаха, хотя он вернувшись в 40 – е года к служению, о факте своего отречения умолчал. Именно по этой причине священник, принимавший предсмертную исповедь «старца», отказался отпевать его, как иеромонаха.

Что касается чистоты нравственной жизни Сампсона (Сиверса), для её оценки стоит вспомнить нашумевший случай, произошедший в конце 50 – х годов, в период его служения в Сталинграде (впоследствии – Волгограде) и поставивший под удар, не только всё сталинградское духовенство, но и Церковь в целом. Говорить об этом инциденте приходится только потому, что в наше время Сампсон (Сиверс) ошибочно почитается как «святой старец». В местной областной газете «Сталинградская правда» 22 мая 1958 г. был опубликован фельетон “Две жизни отца Симеона” (великую схиму с именем «Сампсон» он принял позже. И на этот счёт есть сведения: в схиму он постриг себя сам, что является самосвятством), после чего, епископ Астраханский и Сталинградский Сергий, проведя соответствующее расследование, уволил иеромонаха Сампсона из Казанского собора, запретил в священнослужении и перевёл в Одесский монастырь с заключением на 15 лет. Поводом к столь радикальным мерам стало письмо «старца» к одной из его «духовных дочерей», некой Анне Козолуповой, из города Саранск, случайно попавшее в руки сотрудников газеты и опубликованное ими в целях антирелигиозной пропаганды. Из   контекста письма стало ясно, что «старец» имел с этой женщиной интимную связь, что было подтверждено рапортом епископа Сергия на имя Святейшего Патриарха Алексия 1. Более того, впоследствии выяснилось, что квартира Сампсона в Сталинграде, где останавливались приезжавшие к нему «для исповеди» со всего Советского Союза девушки и женщины, использовалась им для совращения и блудного сожительства с ними. (см. подробнее материалы об этом в портале «Интернет – Собор» http://internetsobor.org/istoriia-odnogo-razoblacheniia-v-moskovskoi-patriarkhii-lzhestaretc-sampson-sivers, а так – же в портале «Анти – раскол»  anti-raskol.ru›pages/1660).

Второй критерий – чистота догматического учения, так – же не может быть отнесён к Сампсону (Сиверсу). Даже беглый анализ его поучений, опубликованных в книге: "Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) 1892-1979. Жизнеописание. Беседы. Поучения" (М.: Библиотека журнала "Держава", 2002. - 904 с.), свидетельствует о том, что Сампсон (Сиверс) – просто еретик. Приведём некоторые его высказывания: "Девственник имеет особое преимущество перед Богом. Он услышан. Он бывает молитвенником даже за мир, не будучи в сане. А если он владеет еще особою благодатью священства или архиерейства, или монах-девственник - это особая сила перед Богом. Если он к этому добавит смирение сердца и кротость, и долготерпение от смирения и веры, то он часто бывает даже чудотворцем при жизни. Чудотворцем. Чудотворцы бывают разные. Прикосновением руки он лечит больных. Он имеет дар прозорливости, дар видения. Именно девственники. Они имеют особый слух, особый ум". "У меня был интересный такой случай. Один иерей был обручен со своей невестой и венчан, и они сохраняли чистоту свою девическую и юношескую около пяти лет. Он литургисал. Она была при нем. Как брат и сестра. И берегли друг друга. Дары он проявлял особые, поразительные, дары благодати Святаго Духа. Он был глубоко религиозен. Он чувствовал на расстоянии молитву людей, а сам молился так, как молятся старцы. Он поразительно любил читать акафисты и готовиться к литургии. Но случилось несчастье: по взаимному согласию они стали мужем и женой. И он лишился всего. Он стал есть мясо, он стал пить водку. У них народилось много детей. И он видит: прежде всего, нужно здоровье, здоровье и здоровье, а потом благодать. И его сейчас не узнать. Он даже потерял свой прежний облик, выражение глаз, губы стали другие. Теперь это обыкновенный человек мира, страсти, страстей". Какие выводы можно сделать после прочтения этих строк? Во-первых, за превозношение девства над браком Сампсон (Сиверс) подлежит духовному взысканию (епитимии). Об этом недвусмысленного говорят каноны Гангрского Собора: 1 правило: "Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой". 9 пр. "Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой". 10 пр. "Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой". Второй вывод, который становится очевиден после прочтения цитированных поучений, касается неправославия самого Сампсона (Сиверса). Очевидное превозношение девства над браком лишает бывшего иеромонаха права именоваться православным христианином и идейно роднит с персидской гностической сектой манихеев. Дуалистическое миросозерцание, относящее проявления духовной природы человека к Царству Света и ассоциирующее жизнь плоти (в том числе и брак) с Царством Тьмы, не позволяет рассматривать Сампсона (Сиверса) в качестве православного старца.

Что касается третьего критерия – свидетельства Церкви о святости подвижника, современное народное почитание Сампсона (Сиверса), не может расцениваться, как верное, ибо его духовный облик не соответствует первым двум критериям. Именно поэтому, когда в 1998 году, в синод Московской Патриархии поступила просьба о канонизации иеромонаха Сампсона (Сиверса), она была отклонена.

Но как быть с «чудесами», происходящими на могилке Сампсона? Само по себе чудо – не является признаком святости, ибо чудеса совершают и шаманы языческих религий, и буддийские ламы, колдуны и экстрасенсы. Чудо, свидетельствует лишь о том, что бытие не сводится к материи, и за её границами существует духовный мир. Но этот мир не однороден. Падшие духи тоже могут чудотворить, и потому чудо должно рассматриваться в контексте прочих критериев. Но как мы увидели выше, нет ни каких оснований считать прижизненные и посмертные «чудеса» Сампсона (Сиверса), происходящими от Бога.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте, Батюшка! Я страдаю навязчивыми мыслями. Что нужно делать при этом? И могут – ли эти мысли мне сделать плохо, если я их проигнорирую?
Добрый день! Я изменила мужу. Теперь чувствую себя виноватой. Подскажите, что мне делать? Я окончательно запуталась.
Мне приснился сон, где Иисус шел по пустыне. Там ещё были какие - то дети, и крыса. Их всех преследовал сатана! Что примерно этот сон значит? Или это просто обычный сон?
Здравствуйте! Мне 14 лет, я хочу принять христианство. Мама и папа будут очень против, и не дадут мне это сделать. Как принять христианство тайно?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если я до своей смерти не смогу простить родственников, я попаду в ад?
Здравствуйте. Родители дали мне возможность самой выбрать религию. Вот уже несколько лет мне снятся необычные сны. Что они означают?
Батюшка, помогите: у моего сына очень страстная, безответная любовь. Забросил учебу, мается, не спит, похудел. Ни какие уговоры не помогают. Она над ним издевается, изменяет, выгоняет. А он никак не видит и не слышит ни чего. Помогите, батюшка.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста: как соотносится с заповедями НЕ УБЕЙ, возлюби ближнего твоего, обещание Патриарха прощения грехов исполняющим свой воинский долг? Может эти заповеди уже отменили?
Здравствуйте. У меня не клеится семейная жизнь. Посоветовали обратиться к вам, так как и лечат у вас душу, и батюшка может отчистить от всех наговоров колдовства и прочего.
Здравствуйте. Дочка умерла ещё в утробе во время родов. Какова будет её судьба на небесах, ведь в рай попадают только крещеные? Какими молитвами можно за неё молиться?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.