Спрашивает: Володя
Вопрос:
Вопрос задан:
19 октября 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
За крещёных усопших, кроме частной молитвы, возможна, как за членов Церкви, и церковная молитва: проскомидии, сорокоусты, панихиды. За не крещёных – лишь частная молитва: включение их имён в утреннее правило, чтение за них Псалтири, заупокойных акафистов и пр.
В частной молитве можно и нужно поминать всех усопших родственников, имена которых Вам известны. За прочих же просить: «Упокой, Господи, души всех прежде почивших моих сродников, их - же имена Ты сам знаешь!».
По поводу полезности наших молитв некрещёным усопшим, а также крещёным, но так и не воцерковившимся в земной жизни, замечу, что, во-первых, даже если поминание не полезно им, оно полезно нам, ибо молитва привлекает благодать Божию в сердце самого молящегося и соединяет его дух с Духом Божиим, что собственно и является конечной целью христианской жизни. Во-вторых, действенность молитвы за вышеперечисленных лиц зависит от их собственного свободного самоопределения в жизни земной по отношению к Богу и Его воле, выраженной в Евангелии. Основополагающий принцип Христианства гласит: «Бог спасает нас – не без нас» (Святитель Афанасий Великий). Таким образом, мера действенности молитвы за усопшего, во многом определятся тем, насколько он искал в своей земной жизни Бога, насколько полноценно стремился жить по Евангелию и усвоить плоды Искупительной Жертвы Господа Иисуса Христа. Одним словом: насколько, живя на земле, он приготовил себя для принятия совершающейся ныне заупокойной молитвы, или же оказался для неё закрыт? И в-третьих, действенность, как заздравной, так и заупокойной молитв, зависит от близости самого молящегося к Богу, от степени его собственной свободы от греха, ибо все мы, члены единого организма – Церкви, являемся живыми клетками, между которыми происходит взаимообмен: больные клетки могут заражать своими недугами здоровых, но и здоровые клетки могут влиять на выздоровление больных.
Так что, с нашей стороны, действенность молитвы зависит не столько от употребления различных внешних её форм, будь то: обедни, сорокоусты, или Псалтирь, сколько от степени нашего душевного здоровья: что я могу передать другому, если сам этого (свободы от греховных недугов) не имею?