- Pravoslavie.kg
- Вопросы и ответы священников
Не грех ли подавать милостыню втайне?
Категория
вопроса:
Духовная жизнь и благочестие
Спрашивает:
Романов Сергей Петрович
Вопрос:
Спаси Господи.
Уважаемый о. Димитрий, 25 октября 2016 года Вами был дан ответ р.Б. Виктории "Как правильно подавать милостыню?", в котором Вы прямо даете установление жене утаивать от мужа свои поступки, а именно: "Так что, мужу ни о чём не говорите".
Никоим образом не желаю ставить Ваши рассуждения под сомнение, поскольку над Вами Бог надзирает и священноначалие поставлено да и не мне неразумному с Вами состязаться в познаниях Святого Писания и Преданий св. отцов.
Однако да испытано будет всякое слово для пользы и спасения души, смиренно прошу Вашего разъяснения вопросов, возникших в результате чтения Вашего ответа.
Заранее испрашиваю прощения и Ваших святых молитв, прошу дополнительно разъяснить ранее данный Вами ответ исходя из следующего.
- И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:22-24)
- Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Кор.11:3)
- Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. (Кол.3:18-21)
- Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф.5:22-33).
Возможно и более того привести в дополнение и подтверждение вышеуказанного.
Вместе с тем сочту также полезным обратить внимание и на другое обстоятельство. В Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
Даже светские люди, при заключении брака, желают молодым: совет да любовь. Заметьте, что первичным ставится условие "совет" без которого будет невозможным последующее - любовь. А что же при венчании? Не поет ли Церковь святым мученикам? Разве не добровольно супруги пред Богом, Церковью и людьми связывают себя святыми узами служения друг другу и т.п.?
В отношении поставленного вопроса Викторией, если "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1Кор.7:3,4), не сочтите за дерзость, возможно будет полезным рассмотреть и другой вариант разрешения вопроса, а именно: помолившись Богу, открыть Виктории свое стремление и расположение мужу, соблюсти совет, на деле исполняя слова св. ап. Петра: "будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры" (1Пет.3:1-14), и по результатам которого, как вариант, будет определен какой-то бюджет для супруги из которого она будет принимать решения - то ли купить ей брошку или пончик либо направить на дела милосердия. В Евангелии от Марка сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
Вашими молитвами да простит Господь нас грешных. Да не исполниться на нас грешных установление, "...горе тому человеку, через которого соблазн приходит..." (Мф 18:7).
Молитвенно желаю Виктории сохранять в сердце своем брачную радость и непрестанно памятовать, что благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. (Притчи 11:16) и добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. (Притчи 12:4)
Вопрос задан:
03 марта 2017
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Уважаемый Сергей Петрович! Благодарю за актуальный вопрос. Вы обнаруживаете хорошее знание Священного Писания, в котором, однако, кроме приведённых Вами текстов, есть и ряд других. Например, Спаситель наставляет: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Когда члены Синедриона вызвали апостолов Петра и Иоанна на допрос, и запрещали им проповедовать об Иисусе Воскресшем, Петр возразил: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4,19). В случае с рабой Божьей Викторией имели место следующие обстоятельства. Насколько я понял из её вопроса, муж её – человек не церковный. Именно это и стало причиной непониманий относительно милостыни: церковная жена желает исполнения заповеди Христовой: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42), в то время как не церковный муж – считает это дело напрасной тратой денег. Как разрешить данную коллизию? Я посоветовал, согласно Священному Писанию, что если воля человека (в данном случае – мужа) входит в противоречие с волей Божьей, с прямым повелением Иисуса Христа, жена должна слушать более Бога, нежели человека. Но следствием этого могут быть недоумения между супругами, а может, и скандалы. Что делать? - Подавать милостыню в тайне, без ведома неверующего мужа. Опять же, для подкрепления этой позиции, приведу слова Самого Спасителя: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3 – 4). То есть, в любом случае, милостыня должна твориться именно в тайне. И никакого греха для жены в утаивании милостыни от мужа, в этом случае нет. Вы приводите многочисленные высказывания Библии о главенстве мужа над женой, о необходимости единомыслия между супругами. Но это главенство не может быть безусловным и деспотичным. Оно должно быть основано на любви и не противоречить воле Божьей. Что касается единомыслия, это действительно идеал, к которому супруги должны стремиться. Но в том то и дело, что в случае с Викторией, оно – не осуществимо. Единомыслие возможно лишь тогда, когда оба супруга - верующие и воцерковлённые христиане. А когда один из них не церковен, и заповедь о милостыни для него ничего не значит, о каком единомыслии может идти речь? Вот и приходится Виктории втайне, без ведома мужа, исполнять заповедь Господню.
Последние вопросы и ответы
Смотрите также: