Доклад владыки Даниила: Православные традиции и современность

14 ноября 2014

Кымбаттуу «Ислам жана Православие: салттар жана азыркы учур» тегерек үстөлүнүн катышуучулары, президенттин аппаратынын өкүлдөрү, Дин иштери боюнча мамлекеттик комиссиянын өкүлдөрү, урматтуу Азерети муфтий, муфтияттын өкүлдөрү, коомдук уюмдардын жетекчилери. Ага-инилер жана эже-карындаштар, кош келипсиздер.

Дорогие участники круглого стола «Ислам и Православие: традиции и современность», уважаемый Азерети муфтий, представители муфтията, представители аппарата президента, представители Госкомиссии по делам религий. Братья и сестры, позвольте приветствовать вас.

В настоящее время в Кыргызстане существуют две основные религиозные конфессии: Ислам и Православие. Исторически на земле Средней Азии эти религии шли нога в ногу. Все события, которыми щедро награждала нас история, переживались совместно, а в годину лихолетий наши традиционные религии несли в себе стабилизирующий и миротворческий фактор. Православие изначально несет в себе постулаты миролюбия. Евангельские законы являются основой православия. Первая заповедь – возлюби Господа твоего всем сердцем и всей душой твоею и всем помышлением твоим, вторая – возлюби ближнего своего, как самого себя. Любовь это основополагающий принцип, лежащий в основе православия.

Обращаясь к истории появления и развития православия, как такого, видим, что целое тысячелетие, вплоть до 11 века Церковь была единым субъектом и единой христианской системой. Западно-Восточная церковь была единой Христианской Кафолической церковью. Трагедия раскола единой церкви, отделение Западного крыла от Восточного и последовавшие за этим проблемы стали возможны по причине нарушения евангельского постулата – отсутствия или охлаждения Божественной любви внутри западной религиозной системы. В развитие Западного христианства вмешался человеческий фактор, произошла подмена Божественных законов на человеческие предпочтения, которые были основаны на страстях, пороке, человеческой жажде власти и денег, что и привело к этой трагедии.

Православие же, как Восточное крыло некогда единой Церкви, строго соблюдая традиции вероучения, поведения и обиходного быта сохранило в себе черты миролюбия и божественной любви. Где бы ни появлялись православные переселенцы, их основной миссией было созидание – строительство учебных, здравоохранительных, социальных заведений, сохранение и уважение традиций местного населения, отсутствие фактов прозелитизма, или иного грубого вмешательства или давления на традиции и обычаи народов. На кыргызской земле также сохранялись все эти принципы.

С того момента, когда православие вместе с русским населением пришло на кыргызскую землю, оно проявляло себя как миролюбивая религия, которая несет любовь. Любовь к земле, в которой волею судеб стали проживать русские и русскоязычные переселенцы. Любовь к коренному народу, который имел здесь свою вековую культуру и язык. А это очень важный момент, когда действительно православие не выжимает, не иссекает то национальное достояние, которым богата земля в месте пребывания русского народа.

Как известно, русские переселенцы пришли сюда в 19 веке в связи с различными геополитическими факторами. Как не пытаются сейчас заинтересованные в разрушении евразийской культуры силы переписать истинную историю, следует признать, что это был самый верный и спасительный шаг для сохранения Кыргызской государственности. Российская империя сделала много для того, чтобы создать в Средней Азии возможности для развития культуры и сохранение самого народа. Привнесенная сюда русская культура, как и православная вера, ни в коем случае не несла собой подмену или искоренение той внутренней традиции, которая здесь была. Русская цивилизация принесла сюда медицину, образование и науку, необходимые для развития народов в Кыргызстане. И дореволюционная Россия и Советский Союз сыграли большую роль в формировании государственности Кыргызстана.

Сегодня мы сталкиваемся с проблемой в понятии «традиция и современность». Проблема эта заключается в абсолютно новых ценностях, которые вторглись в нашу жизнь и в геополитическом и в личностном, человеческом плане.

О чем речь? Традиции, которые были, есть и будут в Православии сформированы тысячелетиями, они основаны на Священном Писании и Предании, учениях Святых Отцов и Соборных определений. Это любовь и милосердие, братолюбие и миролюбие. Традиция это тот железобетонный фундамент, на котором строилась наша цивилизация. Это целый мир, который существует сотнями и даже тысячами лет и он должен сохраниться! Его сохранение возможно на основе традиций, которые произрастают из религиозного чувства. Ведь, религия воспитывает в человеке не только страх Божий, или какое-то послушное состояние, в первую очередь она преобразует его внутренний мир. Выводит его из греховного состояния в состояние совершенствования духа и добрых взаимоотношений. Религия воспитывает то состояние, которое человек некогда потерял при грехопадении. Познание добра и зла начинает воплощаться в жизни человека, как только он рождается. Человек не только радуется, он и страдает. Он ищет ответы на вопросы, почему в жизни все так, а не иначе. Тогда мы видим, что религия – это необходимость для человека. Благодаря религии человек приходит к Богу. А культура и традиции основываются на этом Богообщении. И если в человеке есть какие-то греховные качества, такие как гордость, скупость, жестокость и другие – то это рассматривается как противоестественные состояния. Искренне религиозный человек, всегда сумеет различить добро от зла, и белое от черного, потому, что имеет навык различения, через свою традиционную, религиозную жизнь. А традиции, как некий основной фундамент жизни человека, делают нам прививки против такого заболевания как грех и все что с ним связано.

Нам брошен вызов, и только традиция, может сохранить наш мир от тех угроз, которые разрушают основы жизни человека. От тех угроз, которые несет нам современная либеральная мысль. Ее абсолютно холодное отношение к религиозным и общечеловеческим традициям. А иногда даже осуществление подмены или извращение этих традиций.

Что нам демонстрирует современность? – Проблему более чем серьезную, проблему уничтожения вековых устоев – в семейных отношениях, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в отношении воспитания детей, в подменах местных культур. Наши традиции подменяются чуждыми ценностями. Навязываются принципы чужой, но «основополагающей для всех» культуры, в которой мы должны развиваться, которая должна стать нашей. Мы должны понять, что нет никакой общей основополагающей культуры для всех, а есть множество культур, и каждая из этих культур самобытна и принадлежит определенному этносу, каждая из которых неповторима и своеобразна. И не может быть какого-то единого для всех культурного мира.

Навязывание западной культуры – это подмена родного на чужое. Если мы говорим о нашей стране, о традициях исламских и православных, то эти традиции и есть основа государства. Это крепкая семья, это сильный отец, это женщина, которая любит своего мужа, своих детей, женщина, которая является хранительницей очага, это родители, которые для своих детей являются примером почитания своих родителей, это дети, которые воспитаны на любви в уважении друг к другу. Но если мы вдруг видим, что рождаемость мы можем контролировать, что аборты становятся естественным явлением, что развод приемлем – и все это уже воспринимается как нечто естественное, и никто не задумывается, что это трагедия, значит, пора бить в набат. Это трагедия не только отдельной семьи, мужчины и женщины, их детей и родителей – это трагедия государства, страны. Под влиянием чуждых традиций мы привыкаем как к норме к тому, что нормой не является. Мы привыкаем к тем явлениям, которые нужно искоренять. Нам нужно испытывать тревогу по поводу происходящего и стремиться возвращаться к нашим первоосновам.

Характер православный, как уже было сказано – характер любви. Но любовь эта никогда не будет смиряться пред грехом человеческим. Мы имеем любовь к человеку, но ни к его страсти. Мы любим человека, сочувствуем ему, но его греховные поступки должны быть ненавистны, иначе человек никогда духовно не преобразится, если поощрять его греховные наклонности. В этом случае человек просто пропадет. В православной традиции между человеком и его греховными поступками всегда пролегает грань. И смешивать эти понятия нельзя. В Евангелие есть такие слова, сказанные Христом: Не судите и не судимы будете. Почему, потому что обычно мы осуждаем человека – он плохой говорим мы. Нет, человек создан по образу и подобию Божиему. Человек не плохой, дела его плохи.

Очень надеюсь, что современный мир примет богатые православные традиции, которые будут не просто уживаться с другими традиционными системами, но и дополнять и обогащать их, в свою очередь, обогащаясь от других. Божественное чувство может обогащать бесконечно этот мир, приводить его к стабильности, не разрушая его. Человеку свойственно искать что-то новое, приобретать что-то новое, это нормально, но здесь важно не подменять основ сущности. Мы хотели подменить религию различными философскими течениями, политическими и культурными течениями и это никогда не приводило ни к чему хорошему и не приведет. Учитывая эти ошибки, мы должны сохраняя традиции обогащаться лучшим из того, что нам приносит современность. А современность обогащать и укреплять древними традициями наших предков, основанных на их религиозном и жизненном опыте.

Благодарю всех участников круглого стола за доброе общение. Надеюсь, что сегодняшняя встреча пробудит нас к истинному понятию традиции и взаимоотношениям традиции и современного мира и как это необходимо в наше время.

Преосвященнейший епископ Даниил принял участие в Межконфессиональном форуме «Ислам и Православие в Кыргызстане: традиции и современность»

Участники межконфессионального форума «Ислам и Православие в Кыргызстане: традиции и современность» обратились к гражданам Кыргызстана






© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.