Подскажите, разведенный муж или жена, создающие повторно новые семьи живут в прелюбодеянии, или я неправильно понимаю Библию?

Категория вопроса: Венчание, брак

Спрашивает: Евгения

Вопрос:

Доброго здоровья, батюшка! Подскажите, разведенный муж или жена, создающие повторно новые семьи живут в прелюбодеянии, или я неправильно понимаю чтение Библии? В послании от Луки стих 16 сказано- всякий, кто разводится с женой и женится на другой, прелюбодействует, и кто женится на разведенной с мужем, прелюбодействует. Получается, что новые семьи благословения не получают и живут во грехе, даже если брак зарегистрирован? Спаси Господи.

Вопрос задан:
05 мая 2021

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Ясно, что отношение Церкви ко второму браку определяется словами Господа: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Добавим, что поскольку муж и жена становятся одною плотью (Мф. 19, 5), то эти слова имеют и обратную силу —девушка или женщина, выходящая замуж за разведенного, подлежит тому же определению Господа, что и мужчина, который на ней женится[1]. Свт. Григорий Нисский пишет об этом: «Человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Фес. 4:4), тому закон естественный предоставляет его праведное употребление. Но если кто обратится не к собственному, такой, без сомнения, похитит чужое. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное… Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и берущий несобственное очевидно берет чужое»[2].

            Иначе обстоит дело в случаях, если человек овдовел. Вступление в повторный брак после смерти жены или мужа нигде в Евангелии не названо прелюбодеянием. Так апостол Павел пишет в послании к Римлянам: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3). Впрочем, церковная традиция ставит «честное вдовство» выше счастья вдовцов в повторном браке, и потому запрещает жениться вновь овдовевшим священнослужителям под страхом извержения из сана.

Но вернемся к браку после развода.  С самых давних времен Церковь по снисхождению к человеческой немощи допускала повторные браки. В то же время правила обязывали священника отклонить приглашение на повторную свадьбу: «Пресвитеру [священнику] на браке двоеженца не пиршествовать. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы подобные браки?» [3] Второбрачные подлежали отлучению от Причастия на год и более. В наше время эта мера не практикуется, зато сохранился и используется чин венчания для второбрачных, включающий в себя ряд покаянных молитв.

При вступлении в третий брак срок епитимии увеличивался. «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности [греха], — пишет свт. Василий Великий.  — Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года (нужно помнить, что сроки отлучения от Причастия в современной церковной практике сократились во много раз! Авт.), и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или, скорее, наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, переменившей пять мужей, говорит: тот, которого ныне имеешь, тебе не муж (Ин 4. 18), показывая этим, что переступившие предел второбрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния [в храме], но удерживать от приобщения святыни, и только после этого, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения [допускать до Причастия]»[4].

В другом месте свт. Василий отзывается о третьем браке еще более строго: «На троебрачие нет закона: поэтому третий брак не составляется по закону. На подобные дела смотрим, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению их не подвергаем, как лучшие, чем распутное любодеяние»[5].  Четвертый и последующие браки свт. Василий называет многобрачием, говоря, что о нем «Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому», и что ему «этот грех представляется тягчайшим блуда»[6].

            Итак, Церковь по снисхождению к нашей немощи допускает повторный брак и даже венчает его. Многие нашли семейное счастье именно во втором браке. Впрочем, по статистике вторые браки распадаются чаще, чем первые, и спасение души явно важнее, чем счастье. Но если вы по тем или иным причинам остались в одиночестве и рядом появляется человек, с которым вы хотите связать свою жизнь в новом браке, то вы можете это сделать…  Ясно осознавая, что Господь в Евангелии этот путь не называет лучшим и благословляет его через повторное венчание затем, чтобы сохранить нас от худшего, то есть от внебрачного сожительства. Четвертый же брак, согласно Правилам и Святым Отцам, не лучше блуда и потому совсем не благословляется Церковью.





Последние вопросы и ответы

Позвольте мне с вами не согласиться, что Ислам это ложь, а Христианство это правда. Потому, что, как и в одной и в другой вере участвуют люди, и главное: их внутренний мир. Главное - порядочность любого человека, а нехороших людей хватает в любой вере.
Пострадал от деятельности «Свидетелей Иеговы». У нас в КР они чувствуют себя вольготно?
Мусульмане утверждают, что Христос не умирал, и не воскресал. За Него пострадал Его двойник. Правда – ли это?
Зачем нужен Страшный суд, если Бог есть Любовь?
Что делать? если тебе становится плохо в церкви, но у тебя нет погрешностей?
В нашем приходе сменился настоятель, и перестал работать кружок по изучению Библии. Посоветуйте, пожалуйста: стоит - ли попробовать посещать другие приходы, или походить ещё в свой приход?
Я играю в жестокие компьютерные игры, так как хочется сорвать злость, чтобы потом не сорваться на кого-то другого. Насколько серьёзен этот грех? И что мне делать?
Золотая чаша, из которой пил вино на Тайной Вечери Иисус, копьё Лонгина сотника. Говорят, что пол Европы гоняются за этими предметами, и нашедшие их будут бессмертны, и будут править миром. Есть ли такое поверье?
Почему не во всех храмах спрашивают свидетельство о смерти перед оформлением заочного отпевания? Всю мою семью «отпели», и сейчас хоть в петлю лезь.
Иисус сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». О какой смерти идёт речь: о телесной, или духовной?



Смотрите также: