Спрашивает: Денис
Вопрос:
Вопрос задан:
26 октября 2021
На вопрос отвечает: Протоиерей Игорь Дронов
Ответ священника:
Здравствуйте! А зачем Вам официальный ответ епархии? Чтобы чувствовать себя поступающим безупречно? Для человека верующего это неверный подход.
Для иллюстрации этой неверности приведу пример из «Отечника»: «сказал авва Пимен: «Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным»».
Против любой контрацепции, и абортивной, и неабортивной, высказывались практически все известные старцы и духовники нашего времени: архимандриты Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин), протоиереи Николай Гурьянов и Валериан Кречетов, схиархимандрит Илий (Ноздрин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В силу высокой духовной авторитетности этих людей их точку зрения всегда нужно иметь ввиду.
А что говорят по этому вопросу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»? Приведу целиком весь раздел, чтобы не утратилась цельность мысли, заложенной в документ.
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Что мы здесь видим? «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». То есть, эти другие, неабортивные средства не равны аборту по степени греха. Как к ним, к этим средствам контрацепции, определить отношение христианским супругам? – Памятуя, что «продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом». То есть несомненным грехом является эгоистический мотив, ведущий к отказу от рождения детей. А каким мотивом руководствуетесь Вы, и ваша супруга? – ответ на этот вопрос может дать только Ваша христианская совесть.
Впрочем, даётся позволение апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).
И далее, ключевые слова в этом разделе: «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника». Духовник же должен принимать во внимание многие факторы: возраст, степень воцерковлённости, способность или неспособность супругов понести воздержание и многое другое, заботясь о сохранении и укреплении семьи.
Таким образом, Православная Церковь идеальным считает неиспользование контрацепции вовсе, то есть, либо рожать столько детей, сколько пошлёт Господь, либо воздерживаться от супружеской близости. Но поскольку из-за общего падения нравственности, греховной наследственности и пр. далеко не все могут вместить такой образ жизни, то супруги по взаимному согласию могут принимать меры по предотвращению зачатия. Церковь, как видим из текста «Основ…», нигде прямо эти меры не благословляет. Однако допускает их, снисходя к немощи людей, безусловно имея ввиду только неабортивную контрацепцию. Существует также современный безконтрацептивный метод распознавания плодности (МРП) – развитие и усовершенствование календарного метода. Некоторые считают его более предпочтительным в силу большей «естественности».
Но всё это в силу икономии, снисхождения к немощи человеческой. Однако, это нужно понимать, свою немощь нужно признавать и от этого смиряться, что очень далеко отстоит от сознания своей безупречности. Вот и авва Пимен такого человека предпочитает.
И вот ещё ссылка на интересный материал по теме: https://pravoslavie.ru/142973.html
Поэтому, определяйтесь с супругой в данном вопросе сами, но не забывайте, что использование даже неабортивных средств контрацепции, потребует от Вас покаяния.