Спрашивает: Ирина
Вопрос:
Вопрос задан:
27 ноября 2021
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Здравствуйте, Ирина. Проблема здесь вот в чём. Эзотерика – это не только гадания и предсказания, но и определённый, не совместимый с Христианством, взгляд на мир и человека. Эзотерика исходит из существования в мире, или самом человеке скрыты сил (боги, духи, энергия космоса, и пр.) и возможности «заставить» эти силы исполнять чисто земные пожелания человека. Христианство исходит из истины бытия Единого Личностного, Самодостаточного Бога – Творца, и человечества - потомков падшего Адама, повреждённых грехом, проклятием (разделённых с Богом), и смертью. Здесь «заставить» Бога выполнить наши желания – не возможно. В эзотерике человек сам себя спасает: нумерологией, психоматрицей, и пр. В Христианстве - «Иисус есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11- 12). Психоматрица не спасет нас от нашей разделённости с Творцом, от грехов и от нашей смертности. Это под силу лишь Богу, ставшему во Христе Человеком. Поэтому, я не встречал эзотериков достигших такой свободы от греха, как преподобный Макарий Великий, или святой праведный Иоанн Кронштадтский. Психоматрица не в силах даже ответить на вопрос о причинах существования в человеке нравственного зла. Как – же, не поняв причины, можно бороться со следствием? А Христианство такой ответ дает: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). И предлагает соответствующее болезни Лекарство: приобщение падшего в Адаме человека к Воскресшей, прославленной, победившей грех и смерть, человеческой природе Спасителя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 5:51).
Так что, дорогая Ирина, психоматрица вполне может быть названа подвидом эзотерики, со всеми вытекающими для принявшего данное мировоззрение человека, последствиями: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36).