Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
26 января 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Слова Карла Маркса: «Религия – опиум для народа» изначально имели иной смысл, чем тот, который в них стали вкладывать новые атеисты. Согласно Марксу, опиум – это лекарство, смягчающее боль. С этой точки зрения, его мысль заключалась в том, что религия – это средство утешения, смягчения боли. С этой идеей нельзя не согласиться: одно из проявлений религии – это утешение скорбящему, отчаявшемуся человеку. Однако, последующие атеисты стали вкладывать в высказывание Маркса совсем другой смыл: религия – это обман. С такой постановкой вопроса, конечно, согласиться нельзя: только вера в бытие Личностного и Благого Бога и в бессмертие человеческой личности за порогом смерти, способна наполнить земное существование человека подлинным смыслом. Крэдо материализма: «Верь человек, тебя ожидает вечная смерть!» совершенно обессмысливает человеческую жизнь и любую его деятельность.
Теперь по поводу религии, как средства манипуляций сознанием человека. Любую добрую вещь можно испортить, и религия здесь не является исключением. Совершались – ли преступления от имени, например, науки? – Да. Вспомним хотя – бы социал дарвинизм, считавшийся вплоть до середины 20 – го века научной теорией, и породивший расовую дискриминацию, породивший нацизм, с миллионами смертей. Может ли этот факт, как – то негативно характеризовать науку, как таковую? – Нет. Проблема здесь не в науке, а в людях, действующих от имени науки. Совершались – ли преступления от имени религии? – К сожалению, да. Может ли данный факт негативно характеризовать религию? – Тоже, нет. Всё дело здесь опять в людях, действующих от имени религии. В чем – же подлинная причина человеческих преступлений от имени науки, религии, медицины, и прочего? - В испорченности человеческого сердца грехопадением Адама. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Ис.17:9), - сокрушается об этом пророк Исаия. А апостол Павел эту первородную испорченность выражает такими словами: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19).
В связи с вышесказанным, стоит вспомнить слова известного священника – о. Валентина Свенцицкого: «Всякий грех в Церкви, не есть грех Церкви, но грех против Церкви». Другими словами, грехи религиозного характера являются не грехами Церкви, как системы веры и нравственности, но грехами людей, нарушающих эти церковные установления.