Спрашивает: Виктория
Вопрос:
Вопрос задан:
09 февраля 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
В Православной традиции есть два важных принципа, высказанные святыми Отцами, на основании которых и можно рассуждать о вечной участи человека.
Первый принцип гласит: «Бог спасает нас – не без нас» (святитель Афанасий Великий). Он означает, что в Царство Славы Христа не войдут те, кто при жизни не хотел этого и не прилагал ни каких усилий для достижения данной цели: не интересовался вопросами Истины, Правды, конечного смысла своего существования в этом мире, не прислушивался к голосу совести. Такой человек не может быть спасен Богом, ибо противился своему спасению. Для него мало действенным, или даже бездейственным будет выполнение родственниками в его память различных обрядов: отпеваний, панихид, и прочего, ибо нельзя спасти человека против его воли.
Второй принцип высказывали многие святые. Я нашел его у священномученика Фаддея (Успенского): «Подобное влечётся к подобному». В Писании есть схожая идея: в Ветхом Завете (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 13, ст. 19—20) сказано: «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек — ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе». Здесь говорится о людях, которые вольно или невольно ищут своих единомышленников, тех, кто в чем-то схож с ними. Схож, прежде всего, по духу. Так вот, целью жизни христианской является достижение человеком Богоподобия: уподобления Богу в любви, смирении и прочих добродетелях, на сколько это для нас возможно. Стяжав Богоподобие, человек буквально становится подобен Богу, то есть, схож с Ним по своему душевному устройству, по внутренним устремлениям. Это состояние и делает человека способным вступить в общение и единство с Богом, как в жизни земной, так, во всей полноте, и в жизни будущего века.
У преп. Антония Великого есть замечательное, по своей глубине, высказывание:
Бог благ, и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения (прп. Антоний Великий, 90, 89).
Отсюда делаем вывод: В вечности, душа человека будет естественно притягиваться к одному из миров: к раю, Источником которого является Бог, или к аду, к диаволу, и грешным людям, в нем обитающим, ибо, ещё в земной своей жизни, благодаря свободному самоопределению, душа сроднилась с одним из этих миров. Таким образом, оказывается, что согласно пониманию Отцов, Бог – не награждает раем, и не наказывает адом, ибо Он есть Неизменное и абсолютное Благо. Но сам человек, сообразно своему нравственному состоянию, либо – делается способным к общению с Богом и приобщению к Нему, как к объективному Благу (это и есть рай), либо – в силу грехов, оказывается закрытым от Бога, а с демонами – мучителями соединяется (это – ад).
Что касается вопроса: как будет устроена жизнь вечная, у одного современного проповедника я слышал такое сравнение: «Царство Небесное – это не скончаемая литургия». То есть, там будет вечное прославление Бога и непосредственное приобщение (причащение) Ему. Поэтому, нам нужно ещё здесь, в жизни земной, приобрести навык правильной молитвы, научиться любить Бога и друг друга, любить храм, литургию, причащение Тела и Крови Христовых. Иначе, в Царстве Небесном, нам просто нечем будет заняться, и придётся убежать туда, где нет молитвы, нет бесконечного совершенствования в любви, нет приобщения Христу...