Спрашивает: Георгий
Вопрос:
Вопрос задан:
26 июля 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Святитель Иоанн Златоуст назвал нищету духовную состоянием смиренномудрия. Что это такое? Наверное, нет в Христианстве другой добродетели, которая, в сознании даже церковных людей, не подвергалась – бы большему искажению и непониманию. А все от того, что не читают святых отцев. Смиренномудрие – это не есть какая – то пассивность, забитость, состояние непротивления злу, как считают многие, говоря: с таким душевным состоянием не возможно выжить в современном мире. Это видение собственных грехов, видение того, кто я есть на самом деле и рождающееся отсюда покаяние. Истинно смиренному человеку ничто не мешает быть смелым и решительным. Трудно, например, назвать пассивными или забитыми благ. князей Александра Невского или Димитрия Донского. Итак, фундаментом правильной духовной жизни в Православии является видение своих грехов. Преп. Пётр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося исцеления души является видение человеком своих грехов, подобных по числу песку морскому». Грех, к сожалению, производит ослепление своего носителя. Человек, регулярно согрешая, перестаёт видеть его в себе, перестаёт ощущать, что он болен и нуждается во Враче. И что бы нам познать себя, другой отец Церкви, преп. Симеон Новый Богослов, предлагает делать следующее: «Тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощи», то есть открывает ему глаза на его душевные болезни. Из этого состояния человек смиряется, то есть перестает превозноситься над другими, осуждать их, и в Иисусе Христе начинает искать Спасителя от своих духовных болезней. Такое состояние и называется смирением. Из этой добродетели христианин становится способным любить Бога и ближних и стать наследником царствия небесного, как об этом говорит первая заповедь Блаженств. Ибо царствие небесное – это полнота счастья и радости от вхождения Бога в человека. А такое единство возможно только при условии, если человек увидит свои грехи, покается в них, смирится и обратится к Спасителю об их исцелении, воспользуется необходимыми для своего освящения средствами (Таинствами), которыми располагает Церковь.