Как понимать "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное"?

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Георгий

Вопрос:

Батюшка, скажите как понять заповедь Господа нашего Иисуса Христа: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Как понимать "нищие духом"? Спасибо.

Вопрос задан:
26 июля 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Святитель Иоанн Златоуст назвал нищету духовную состоянием смиренномудрия. Что это такое? Наверное, нет в Христианстве другой добродетели, которая, в сознании даже церковных людей, не подвергалась – бы большему искажению и непониманию. А все от того, что не читают святых отцев. Смиренномудрие – это не есть какая – то пассивность, забитость, состояние непротивления злу, как считают многие, говоря: с таким душевным состоянием не возможно выжить в современном мире. Это видение собственных грехов, видение того, кто я есть на самом деле и рождающееся отсюда покаяние. Истинно смиренному человеку ничто не мешает быть смелым и решительным. Трудно, например, назвать пассивными или забитыми благ. князей Александра Невского или Димитрия Донского. Итак, фундаментом правильной духовной жизни в Православии является видение своих грехов. Преп. Пётр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося исцеления души является видение человеком своих грехов, подобных по числу песку морскому». Грех, к сожалению, производит ослепление своего носителя. Человек, регулярно согрешая, перестаёт видеть его в себе, перестаёт ощущать, что он болен и нуждается во Враче. И что бы нам познать себя, другой отец Церкви, преп. Симеон Новый Богослов, предлагает делать следующее: «Тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощи», то есть открывает ему глаза на его душевные болезни. Из этого состояния человек смиряется, то есть перестает превозноситься над другими, осуждать их, и в Иисусе Христе начинает искать Спасителя от своих духовных болезней. Такое состояние и называется смирением. Из этой добродетели христианин становится способным любить Бога и ближних и стать наследником царствия небесного, как об этом говорит первая заповедь Блаженств. Ибо царствие небесное – это полнота счастья и радости от вхождения Бога в человека. А такое единство возможно только при условии, если человек увидит свои грехи, покается в них, смирится и обратится к Спасителю об их исцелении, воспользуется необходимыми для своего освящения средствами (Таинствами), которыми располагает Церковь.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Как правильно читать Последование ко Святому Причащению?
Можно ли слова из Евангелия: «по вере вашей да будет вам» отнести не только к вопросам о здоровье, но молиться и о материальном благополучии?
Мир вам. А как в свете "Онтологической концепции" Искупления понимать стих из 1 Петра 1: 18-20, а так – же многие подобные?
Здравствуйте. Я работаю на консервном заводе. Работа очень тяжёлая. У Бога спрашивал совета, как мне лучше поступить: поискать другую работу, или остаться на этой работе? Бог почему то не отвечает…
Здравствуйте. Могу ли я, будучи мусульманкой, присутствовать на Крещении моей дочери, и не мешает ли моя религия в Крещении дочери?
Почему сбываются пророчества Судного Дня Ислама? Мог ли дух, обманувший Мухаммеда, знать будущее? Спасибо заранее!
Хочу узнать на счёт положения русского монастыря на Афоне: поминается ли там Патриарх Кирилл, и какое отношение к монастырю имеет нынешняя Украина?
Здравствуйте! Почему вы так критично настроены к пророку Мухаммеду и в целом к религии Ислам? Разве религия не учит уважать другие религии?
Здравствуйте. Хотелось бы узнать: есть - ли такая услуга по изгнанию демонов/бесов?
Здравствуйте! А можно - ли молиться о животных?



Смотрите также:







© 2023 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.