Есть ли доказательства жизни после смерти?

Категория вопроса: Смерть / вечная жизнь

Спрашивает: Олег

Вопрос:

Есть ли доказательства жизни после смерти? У ученых ведь разное мнение по этому поводу. Такие ученые, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон и Стивен Хокинг высказывали мнение, что сознание подобно компьютеру (умирает вместе со смертью тела). Другие великие ученые высказывали совершенно противоположное мнение что душа существует. Где тут правда и каким свидетельствам (кроме Библейских) можно верить?

Вопрос задан:
31 марта 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Да, такие доказательства есть, но суть дела заключается в том, что сами по себе они далеко не всегда могут убедить человека поверить в собственное бессмертие. Самих рациональных доказательств в данном случае оказывается не достаточно. Необходим духовный опыт Встречи с Богом, и иным миром. А этот опыт приобретается лишь в русле деятельной христианской жизни. И если человек не собирается что – либо менять в своем мировоззрении и жизненном направлении, но при этом хочет рациональных доказательств, то они всегда оказываются для него легковесными и неубедительными. Будь они 100% убедительности, они загоняли – бы человека в угол, по сути, заставляя его поверить в Бога и вечную жизнь. Но таких доказательств Бог нам не предоставляет в силу того, что не хочет лишать свободы самоопределения: из под палки нельзя заставить любить…

 

Что касается самих доказательств, то вот некоторые из них:

 

«Доказательства бессмертия души человеческой»

Священник Григорий Дьяченко

 

Представляя доказательства в пользу истины бессмертия души человеческой, мы имеем в виду раскрыть и оправдать ее разумность, показать, что она не только не противоречит ни одной здравой человеческой истине, напротив того, вполне гармонирует с разумным взглядом на мир и человека и служит прекрасным и возвышенным его завершением.

 

а) Психологическое доказательство (свидетельство непосредственного сознания). Мысль о бессмертии души не дается нам опытом. Ежедневный опыт представляет нам, напротив того, смерть, тление и разрушение. В каждую секунду темная могила поглощает по одному сыну земли; каждая секунда отнимает у кого-либо из нас дорогое существо. И для каждого из нас настанет в свое время эта ужасная, ничем непредотвратимая секунда...

 

Откуда же в нас, в противность столь очевидному и подавляющему опыту, мысль о бессмертии, о вечной жизни? Как нам пришло в голову думать о бессмертии и желать его? Это может быть объяснено только тем, что человек носит идею о своем бессмертии в своем духе: она присуща ему непосредственно. Она служит в нем выражением голоса природы, который никогда не обманывает. С другой стороны, почему человек так отвращается смерти, зная ее полнейшую неизбежность. Если бы смерть была естественным, нормальным явлением, в таком случае она не возбуждала бы в нас такого ужаса и отвращения, мы не считали бы ее таким великим злом, таким страшным бичом, не видели бы в ней самого непримиримого нашего врага. Но дело в том, что смерть есть противоречие нашей бессмертной природе, и сознание этого противоречия служит сильнейшим, невольным свидетельством о нашем бессмертии.

 

Здесь нельзя не припомнить характеристически-верного изречения одного из древних христианских апологетов: «Душа – по природе христианка». Вот почему мы находим в ней свидетельство об одной из существеннейших христианских истин, с которой неразрывно связано все дело восстановления природы человеческой в ее истинном и чистом виде, – об истине бессмертия души человеческой.

 

б) Метафизическое или онтологическое доказательство. Что такое душа человеческая? Душа человеческая есть единичное, т. е. простое и невещественное самостоятельное и самодеятельное существо, и притом существо самосознательно-личное, одним словом, она есть духовный атом. Из этого понятия о душе человеческой с необходимостью вытекает невозможность ее уничтожения, потому что только сложное разлагается на составные части, или ее бессмертие157.

 

в) Телеологическое доказательство. Зачем мы живем на земле? Какая цель и какое назначение нашего существования? И осуществляется ли наше назначение вполне в здешней жизни? Вот вопросы, с которыми тесно связан вопрос о бессмертии человека.

 

Все в этом мире имеет свое назначение и все достигает своего назначения – сообразно с законами и пределами, указанными каждому роду предметов и существ. Никто не может сказать, чтобы солнце, чтобы дерево, чтобы животное не исполняли, не хотели или не могли исполнить своего назначения: они не могут не исполнять его, они исполняют его по необходимости.

 

Посмотрим на человека – высшее в видимом мире существо, венец творения на земле. Подобно всем прочим существам в мире, и он, конечно, имеет свое назначение: он должен сделаться и быть тем, чем ему следует быть – человеком, то есть он должен развить все силы своего существа, раскрыть все содержание своей природы, исчерпать полноту своего существования до последних возможных пределов. Теперь спрашивается: достигает ли он этого своего назначения на земле, как достигают своего назначения все прочие твари?

 

1) Человек есть прежде всего существо разумное. Итак, первая цель его жизни – развитие его ума. Более двух тысяч лет назад философ Аристотель в одном из своих знаменитых творений сказал: «Всякий человек имеет естественное желание знать» (Метафиз. 1, 1). А между тем, чем более расширяется перед ним горизонт знания, тем более встречает он неизъяснимых тайн, недоступных его уму. Только самодовольно мелкие умы не хотят ничего знать о тайнах природы, тогда как величайшие и серьезнейшие исследователи истины всегда сознают, что тайна повсюду составляет начало и конец, что самое существование мира и последнее основание всех законов остается и останется навсегда величайшей тайной. «Я знаю одно, – что ничего не знаю», – повторит вслед за Сократом всякий серьезный изыскатель истины, сопоставляя результаты, достигнутые человеческой мыслью, с бесконечной областью еще неисследованного и неисследимого.

 

И так мы приходим к тому признанию, что развитие человеческого ума не знает пределов, не имеет остановки, что жажда знания не столько удовлетворяется, сколько возбуждается только и раздражается теми познаниями, какие человек приобретает и может приобретать на земле, что самой продолжительной жизни не хватает ему не только на то, чтобы читать и понимать, но чтобы только разбирать по складам великую книгу природы, что, одним словом, человек как разумное существо не достигает на земле своего назначения.

 

Что же из этого следует? Следует одно из двух: или человек есть аномалия в великом царстве природы, обнаруживая стремления, идущие далее пределов его земного существования и не могущие быть удовлетворенными, получив таким образом от щедрот природы, по какой-то странной ошибке или слепому капризу, более, нежели сколько ему требуется для земного его назначения; следует, одним словом, что «человек слишком широк для этого мира, – его нужно бы сузить». (Но мы не имеем никакого основания допускать такие аномалии, потому что природа представляет везде и во всем гармонически целесообразный порядок, мудрую экономию, строгую бережливость); или же следует допустить, что истинное назначение человека не ограничивается земной жизнью, что оно восходит за пределы его земного существования, что развитие его ума будет продолжаться в другой жизни, где он будет созерцать Вечную Истину и при свете Ее преуспевать в уразумении всего сущего, что это развитие ума и это преуспеяние в дознании не будут иметь пределов. В противном случае, – если бы, то есть, назначение человека прекращалось с его смертью, – он представлял бы действительно аномалию: это значило бы, что природа его организована вопреки, несоответственно своему назначению и есть как бы отрицание самой себя.

 

Таким образом, бесконечное развитие человеческого ума требует бессмертия человека.

 

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:11–12).

 

2) Человек есть существо разумно свободное. Как ум его требует себе пищи – знания, точно так же и воля его стремится проявить себя в деятельности, сообразной с существом и достоинством человека – существа нравственно свободного. И как уму его постоянно предносится недосягаемый идеал истины, так воля его стремится к осуществлению добра. Что заставляло людей, «которых весь мир не был достоин, скитаться по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38)? Что населяло пустыни и леса подвижниками, убегавшими от мира и посвящавшими целую жизнь самоусовершенствованию, тяжелой и непрерывной борьбе с самими собой, борьбе, от которой они никогда не успокаивались? – Стремление к осуществлению нравственного идеала. Но чем ближе они были, по-видимому, к этому идеалу, тем выше видели его над собою. Все мы стремимся сделаться и быть добрыми и нравственными, но никогда не можем успокоиться в этом стремлении, дойти до сознания, что нам ничего уже не остается делать в этом отношении, что мы достигли нравственного совершенства. Напротив того, чем серьезнее наше стремление к нравственному совершенству, тем сильнее и больнее тяготит нас сознание, что достижение нравственного совершенства невозможно для нас. Да и как достигнуть нам в здешней жизни нравственного совершенства, когда, по признанию людей, стоявших на возможной для человека нравственной высоте, мы постоянно делаем не то, что хотим, а то, что ненавидим (Рим.7:15)? Как нам достигнуть нравственного идеала, когда наш нравственный идеал есть богоподобие. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48) – вот заповедь, данная нам Тем, Который один из всех людей осуществил в Себе нравственный идеал.

 

Таким образом, нравственное наше совершенствование предполагает и требует более широкого поприща, нежели какое отведено для нас в настоящей жизни. Остановка в начале пути, на исходном пункте развития, ненормальна точно так же, как ненормально пребывание в младенческом возрасте в течение всей жизни.

 

3) Обладая умом, жаждущим истины, и волей, стремящейся к нравственному совершенству, человек одарен еще сердцем, жаждущим счастья, блаженства. Все мы и ищем его от начала до конца жизни, так что жизнь человека едва ли не справедливо будет охарактеризовать, назвавши ее погоней за счастьем. Но сколько на свете несчастных! А где счастливые? Найдется ли хоть один человек, который мог бы сказать о себе чистосердечно, что сердце его вполне довольно и покойно, ничего не желает, ни о чем не тоскует? В конце концов мы приходим к тому же заключению, к которому пришел некогда премудрый царь израильский, имевший полную возможность узнать и оценить человеческое счастье: «Все – суета!» В чем же заключается тайна неудовлетворимости сердца человеческого ничем земным? Вся тайна заключается в том, что все земное непрочно и непостоянно, что на свете нет ничего такого, что могло бы само по себе и навсегда доставить и нам полное счастье. В здешней жизни мы можем иметь только предчувствие истинного счастья, предназначенного человеку, который тоскует по нем, не находя его. Мы будем наслаждаться им только по соединении с вечным Источником блаженства – Богом. Оно будет дано нам на новом Небе и новой земле: тогда «Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо все прежнее пройдет» (Откр.21:4). «Ты создал нас для Себя, и сердце наше неспокойно до тех пор, пока не найдет покоя в Тебе» (Августин «Исповедь» I, 1). Тогда все труждающиеся и обремененные найдут для себя успокоение от земных скорбей, бед и треволнений.

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/uroki-i-primery-hristianskoj-nadezhdy-opyt-katehizicheskoj-hrestomatii-chast-3/8_1

 





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. У моей знакомой сын покончил жизнь самоубийством. Она хотела попросить благословения у батюшки на домашнюю молитву за сына, но батюшка ей отказал. Что делать?
Здравствуйте Батюшка. Почему первым грехом считается первородный грех, если по факту первый грех совершил Денница?
Добрый день, батюшка. Подскажите пожалуйста, как с рассуждением подавать милостыню, и всегда - ли помогать людям, когда просят?
Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос: могу - ли я жениться на племяннице своего крёстного?
Здравствуйте. Вышла замуж за башкира. Он крещеный, я - нет. Однако, мне Ислам не близок. Подскажите, как деликатно дать отказ свекрови, если она пригласит муллу для благословения нашего брака?
Здравствуйте. Хочу выбрать себе имя святого по святцам и нумерологически по дате моего рождения. Подскажите, как правильно это сделать.
Мой муж увлекся другой женщиной. Мы поссорились, и я его прогнала. Мы не общаемся. У меня возникло желание уйти в монастырь. Как быть?
Я – мусульманка. Моя дочь хочет перейти в Православие, т.к. у меня золовка христианка и свекровь моя православная. Я – против. Помогите мне.
Я – кыргыз, мне 52 года. Учился в Бишкеке. Можно - ли мне принять Православие?
Здравствуй, Батюшка. Мне не хочется ходить в школу. Что делать?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.