В Царствии Небесном после Страшного суда каждый будет иметь радость в соответствии с назначенной Богом славой. Так ли это, и что это значит?

Категория вопроса: Православная вера

Спрашивает: Елизавета

Вопрос:

Благословите, батюшка. У меня такой вопрос: в Царствии Небесном после Страшного суда каждый будет иметь радость в соответствии с назначенной Богом славой. Так ли это, и что это значит? Ещё говорят, что человек в Царствии Небесном будет постоянно развиваться в непрестанном Причащении. Что значит развиваться, возрастать в святости?

Вопрос задан:
23 апреля 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

1. «В Царствии Небесном после Страшного суда каждый будет иметь радость в соответствии с назначенной Богом славой. Так ли это, и что это значит?»

В жизни будущего века человек будет иметь причастность Богу в той мере, в которой очистился от зла, и сделался способным вкушать Божественную любовь. Вот что об этом пишет преподобный Антоний Великий (IV в.): «Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

То есть, оказывается, что в Вечности не Бог будет назначать славу спасенным, не Он будет награждать их радостью и другими благами, но сам человек приобщится к Богу – Источнику блага в той мере, в которой победил в себе зло, согласно закону тождества: подобное – соединяется с подобным. И наоборот: в той мере, в которой человек в земной жизни взрастил в себе страсти, в жизни будущей, он окажется соединён не с Богом, а с демонами – мучителями согласно тому – же закону тождества: каким стал, с теми и соединился.

2 «Ещё говорят, что человек в Царствии Небесном будет постоянно развиваться в непрестанном Причащении. Что значит развиваться, возрастать в святости?»

Да, это так. Во время литургии, после возгласа: «Святая – святым!», священник, причастившись в алтаре, читает такой тропарь: «О, Пасха великая и священнейшая – Христос! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства». Следовательно, Церковь верует, что существо жизни вечной будет заключаться в непрестанном, ещё более тесном причащении спасённых Христу, а через Христа – и прочим Лицам Святой Троицы. На богословском языке это называется обожением. По сути, такие термины, как обожение, святость, спасение, стяжание Духа Святого, говорят об одном и том – же: о причастности человека Богу. В рамках земной жизни эта причастность необходима нам для исцеления нашей природы от последствий падения Адама: от греха, проклятия и смерти. В Царстве Христовом, где всё это уже будет преодолено, тем не менее, основная задача останется: двигаться от образа Божия к подобию, и всё более уподобляться Создателю в нравственном совершенстве – в любви.  А поскольку между Богом и человеком бесконечная разница, то и процесс совершенствования в стяжании преподобия и  святости,  причастности Богу, не будет иметь конца.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Как правильно читать Последование ко Святому Причащению?
Можно ли слова из Евангелия: «по вере вашей да будет вам» отнести не только к вопросам о здоровье, но молиться и о материальном благополучии?
Мир вам. А как в свете "Онтологической концепции" Искупления понимать стих из 1 Петра 1: 18-20, а так – же многие подобные?
Здравствуйте. Я работаю на консервном заводе. Работа очень тяжёлая. У Бога спрашивал совета, как мне лучше поступить: поискать другую работу, или остаться на этой работе? Бог почему то не отвечает…
Здравствуйте. Могу ли я, будучи мусульманкой, присутствовать на Крещении моей дочери, и не мешает ли моя религия в Крещении дочери?
Почему сбываются пророчества Судного Дня Ислама? Мог ли дух, обманувший Мухаммеда, знать будущее? Спасибо заранее!
Хочу узнать на счёт положения русского монастыря на Афоне: поминается ли там Патриарх Кирилл, и какое отношение к монастырю имеет нынешняя Украина?
Здравствуйте! Почему вы так критично настроены к пророку Мухаммеду и в целом к религии Ислам? Разве религия не учит уважать другие религии?
Здравствуйте. Хотелось бы узнать: есть - ли такая услуга по изгнанию демонов/бесов?
Здравствуйте! А можно - ли молиться о животных?



Смотрите также:







© 2023 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.