Спрашивает: Юлия
Вопрос:
Вопрос задан:
09 мая 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Всё в Ваших руках, дорогая Юлия: если будет решимость исправиться, то будет и помощь от Бога.
Борьба с любой страстью начинается в сфере помыслов: даже светская психология говорит о том, что далеко не все мысли и желания, приходящие к нам, являются нашими. Правда, психологи не могут удовлетворительно ответить на вопрос об источнике происхождения злых мыслей и желаний. Христианство - же, основываясь на Божественном Откровении, отвечая на это говорит о существовании так называемого, тонкого, инфернального мира и его обитателей – падших духов. Именно они и являются источником большей части злых мыслей и желаний человека. Психологи советуют для борьбы с темными мыслями и пожеланиями следующее ежедневное упражнение: нужно поставить в своём сознании невидимый фильтр: мысли и желания деструктивного, разрушительного характера не пускать, давать им «развод». Напротив, мысли добрые, конструктивные всячески «сватать», приглашать к себе. По какому критерию нужно различать хорошие мысли от плохих? – По критерию Евангельских заповедей Христа. А для того, чтобы знать о них, Вам понадобится открыть Евангелия и внимательно прочитать их.
Как именно отвергаются злые помыслы? – Через волевое усилие и молитву к Богу. Православная аскетика выработала следующее учение о развитии греха в человеке: сначала возникает представление греховного помысла или предмета — прилог; затем принятие его — сочетание; далее согласие с ним — сложение; за ним происходит порабощение от него — пленение; далее — падение (совершение греха делом), повторяясь изо дня в день, падение вырабатывает порок (отсюда термин: порочный человек), а порок приводит к страсти – высшей ступени зависимости от греха. Таким образом выходит, что легче всего побеждать грех на первой ступени его развития, именуемой прилогом, пока он находится в состоянии помысла, или греховного образа, вошедшего в наше сознание. Греховные помыслы нельзя рассматривать после их появления, вступать с ними в диалог, нужно отвергнуть их. Например, перевести своё внимание на что – то другое. Очень важно в такие моменты призвать Бога в молитве на помощь, ибо молитву Отцы Церкви именуют «мечом духовным». С её помощью мы можем успешно посекать греховные прилоги. Вот таким духовным упражнением Вам, Юлия, и нужно заняться. Другого способа побеждать страсти не существует.
Кроме того, дополнительными средствами борьбы с любой страстью являются покаяние, Исповедь и Причастие. Покаяние можно использовать в любое время и в любом месте: как только человек пережил нашествие нечистых помыслов, желаний, тем более – падение, он тот час должен прибегнуть в молитве к Богу и покаяться. Таинства – же Исповеди и Причащения можно принимать лишь в определённые дни, когда они совершаются в храме (обычно, в субботу – Исповедь, в воскресенье – Причастие), и при определённых условиях (однодневный пост на кануне Причащения, чтение канона и последования ко Причащению, с 12 ночи до утра, до момента причащения не вкушать и не пить совсем). Все эти внешние правила должны помочь человеку сосредоточить внимание на своих грехах, приобрести состояние нищеты духовной (смирение). Именно смирение – единственная дверь, открывающая Богу вход в сердце человека для его исцеления от нравственных недугов (страстей).
Вот и начинайте, Юлия, духовный труд над собой, и Вы сможете примириться с Богом, и успешно бороться со своим опасным душевным состоянием.