Здравствуйте. Является - ли использование барьерной контрацепции грехом?

Категория вопроса: Венчание, брак

Спрашивает: Александр

Вопрос:

Здравствуйте. Является - ли использование барьерной контрацепции грехом?

Вопрос задан:
13 июля 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Есть очень хорошая и актуальная книга: А.В.Боженов, Ю.С.Белановский. "Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия". Целиком её можно прочитать или скачать на православном портале Предание.ру https://predanie.ru/book/217007-dvoe-vo-edinu-plot-lyubov-seks-i-religiya/#/toc17  В этой книге затрагиваются многие вопросы, касающиеся любви и брака. В качестве ответа на Ваш вопрос приведу из неё главу:

 

 

О контрацепции

 

Одним из важнейших в практической жизни современных православных семей является вопрос о допустимости неабортивной контрацепции. Нам не удалось найти сколько-нибудь пространных рассуждений православных авторов на эту тему, кроме доклада Антона Гелясова, опубликованного им в сети Интернет[158].

 

Тезисно представим его позицию. В социальной концепции Русской Православной Церкви контрацептивы разделены на обладающие абортивным действием, и на иные, не связанные с пресечением уже зачавшейся жизни (неабортивные, или барьерные). Использование первых однозначно приравнивается к аборту. «Относительно же барьерных средств контрацепции, честно говоря, остается больше вопросов, нежели ответов»[159].

 

Сторонники полного запрета неабортивных противозачаточных средств не могут привести правила, утвержденные авторитетом Вселенских соборов, и, как правило, приводят цитаты из Номоканона при Большом Требнике. «В данном случае мы имеем дело с «сектантским» подходом, когда какая-то фраза вырывается из контекста и должным образом не исследуется. <…> Даже при беглом чтении этих норм мы увидим, что в них говорится именно об убийстве, а не о каких-либо барьерных средствах контрацепции! Хочу заметить, что для противников противозачаточных средств данная часть Номоканона является главным доказательством их правоты. Создается впечатление, что люди, которые таким образом упорно отстаивают свою точку зрения, просто не умеют и не хотят читать и анализировать. <…> А. Павлов, написавший монографию по исследованию Номоканона, отмечает, что эти вопросы женщине в чинопоследовании исповеди составлены применительно к 69–74-й (в некоторых изданиях отличается нумерация и эти статьи оказываются 68–73) статьям второй части Номоканона, т. е. последние являются определяющими, а вопросы из чинопоследования – производными, хотя и стоят выше. Обратившись к этим статьям, мы увидим, что в них говорится именно об убийстве, и нет ни единого намека на средства, которые могут служить барьером, препятствующим оплодотворению»[160].

 

Также можно обнаружить точку зрения, по которой использование неабортивной контрацепции приравнивается ко греху Онана (Быт. 38: 8–10) и к онанизму. А. Гелясов поясняет, что грех Онана совсем не то, что принято называть онанизмом. По обычаям древних израильтян, если женатый мужчина умирал бездетным, то брат усопшего должен был жить с его вдовой и восстановить потомство покойного. При этом дети от такого брака считались родными детьми умершего. «Таким образом, грех Онана состоял в непослушании и нарушении правил левитарного брака, и никакого отношения к греху онанизма его действия не имеют. <…> Приравнивание барьерной контрацепции к одному из этих грехов является достаточно неграмотной выдумкой, не имеющей под собой никаких оснований»[161].

 

Барьерные противозачаточные средства известны с глубокой древности, но Церковь на протяжении всей своей истории не выносила осуждающих решений относительно их использования. Кроме того, во многих случаях сегодня контрацепция требуется по медицинским показаниям.

 

В заключение своей работы А. Гелясов предлагает читателю свой вывод: «Семейным парам не стоит бояться контрацепции, однако они должны понимать и четко осознавать, к чему может привести использование или неиспользование ими противозачаточных средств»[162].

 

Мы считаем, что логика и аргументы Антона Гелясова перекликаются с рассуждениями протоиерея Иоанна Мейендорфа[163] на эту тему и вполне себя оправдывают. Со своей стороны, мы считаем, что использование неабортивных контрацептивов не может быть однозначно одобрено Церковью, но при этом не может быть и однозначно осуждено. Представляется, что свободное решение этого вопроса необходимо оставить на решение самой супружеской паре.

 

158. Гелясов А. О контрацепции. http://anton-gelyasov.livejournal.com/4785.html

159. Там же.

160. Гелясов А. О контрацепции. http://anton-gelyasov.livejournal.com/4785.html Далее в книге данная работа цитируется по этому источнику.

161. Гелясов А. О контрацепции.

162. Гелясов А. О контрацепции.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте! У меня непростая ситуация. Полюбила мусульманина - была не осведомлена в вопросах веры. Подскажите, пожалуйста, что же мне делать?
Здравствуйте. Никогда не держала пост. Но в этом году очень хочу начать его держать. Подскажите пожалуйста, что и как нужно делать и чему следовать?
Здравствуйте, Меня зовут Дильназ. Мне 16. Мама у меня русская, а отец – казах, мусульманин. В детстве меня покрестили, но все родственники со стороны отца говорят, что я – мусульманка. Какая у меня религия?
Здравствуйте. Перед сном читала псалом 90. Каждый день его читаю, он нравится мне. Во сне пришел Иисус, сказал: ты теперь веришь? Был ли он это?
Как побороть рукоблудие?
Я русско говорящий Киргиз. Мне 53 года. Как принять Православие?
Здравствуйте, Батюшка. Можете ответить на мой вопрос: что делать, если вся моя семья - мусульмане, а я хочу исповедовать Православие? Как мне быть, и как принять христианство? Заранее спасибо!
Если все грехи смываются в купели, то получает - ли человек крестившись, ввиду спасительного действия Крещения, чистую молитву, как у афонского старца?
Добрый день. Подскажите, что нужно знать для венчания?
Можно - ли читать молитву родителей за детей, за сына, который покончил жизнь самоубийством?



Смотрите также:







© 2025 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.