Спрашивает: Мария
Вопрос:
Вопрос задан:
15 января 2024
На вопрос отвечает: протоиерей Игорь Дронов
Ответ священника:
Здравствуйте, дорогая Мария!
Я бы не стал столь категорично утверждать, что ваше положение – следствие аборта вашей мамы. Почему? Да, грех влечёт вслед за собой страдание. Но если человек покается, эта причинно-следственная связь разрывается. Вы пишете, что ваша мама наверняка каялась в этом грехе и даже соборовалась. Конечно, кроме исповеди требуется принести ещё плоды покаяния: делать что-то противоположное содеянному греху, чтобы его загладить. Или потерпеть то, что Господь пошлёт, если сам человек плодов покаяния принести не может или не хочет: может быть, болезни, какие-то скорби. Но всё это касается самого совершителя греха, то есть, вашей мамы. Даже если согласиться с вашей логикой, что отсутствие детей связано с абортом, сделанным вашей мамой, то детей не должно быть в первую очередь у неё. Но вы же и ваши браться родились!
Кроме того, с этой логикой нельзя согласиться, потому что она рассматривает Бога как некоего (прости, Господи!) хмурого мстителя, который вопреки справедливости и, тем более, любви, наказывает вас и братьев бездетностью.
У вашего брата произошёл развод. Но хорошо известно, что в таких случаях никогда не бывает одна сторона стопроцентно виновата, а другая – стопроцентно права. Я вашего брата совершенно не знаю, но у меня сразу возникает вопрос: «что нужно такое делать, чтобы женщина, имя трёх детей, захотела с ним развестись?» Любая нормальная женщина всеми силами старается брак сохранить, хотя бы ради детей. А тут человек настолько озлобился, что даже не хочет давать встречи с детьми. Но разве Бог виноват в том, что у вашего брата не хватило любви, мудрости, великодушия, чтобы сохранить святыню брака? Разве Бог наказывает вашего брата? Разве не он сам пожинает плоды своих дел?
У другого брата умер ребёнок, у вас нет мужа и детей. Вы сразу вопрошаете: «за что?» И находите лёгкий ответ: «за аборт». Но человек верующий не спрашивает «за что», а спрашивает «для чего». Старец Иоанн Крестьянкин рассказывал, что в молодости, когда выказывал недоумения: «почему так, почему эдак», его мама, простая, но глубоко верующая, всегда тихо отвечала: «Я, сынок, не знаю, почему так. Но Бог плохо не сделает». Младенец скончался и сразу наследовал райские обители. В чине отпевания младенческого прямо об этом говорится. Откуда мы знаем, какой человек вырос бы из этого младенца? Ведь человек имеет свободу воли, над которой не властен Всемогущий Бог. И, может быть, он эту свободу обратил бы себе на вечную погибель. А Господь, любя его, забрал раньше, имея предведение образа его последующей жизни, останься он жив.
У вас возникает отчаяние от того, что нет детей. Желание иметь детей – вложенное природное свойство любой женщины. Но деторождение – это только часть смысла жизни женщины. Главная цель жизни – наследование вечного спасения. Некоторые женщины сознательно отказываются от частного смысла жизни ради главного, вступают в монашество. А если вы не призваны быть монахиней, но и детей нет? Значит нужно терпеливо нести этот свой крест и им спасаться. У христианина не может быть отчаяния. Отчаяние свидетельствует о маловерии. Вера имеет двоякое действие: собственно вера в Бога и, второе, – доверие Богу. Вспомните маму Иоанна Крестянкина. И подражайте ей. Потрудитесь свою веру сделать живой. Да, вы приходите в храм, причащаетесь. Но вы потрудитесь войти в живое общение с Богом. Начните осваивать молитву Иисусову. Бог воссияет в вашей душе, отчаяния и след простынет. А на все ваши вопросы и недоумения обязательно получите ответ – в жизни будущего века. А, может быть, уже и в этой жизни.