Спрашивает: Александр
Вопрос:
Вопрос задан:
28 апреля 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Александр. Прежде, чем искать экзорциста, Вам будет полезно познакомиться со святоотеческим взглядом на этот вопрос: кто может быть подлинным экзорцистом, всегда – ли полезно человеку избавляться от воздействия падших духов, есть ли в наше время святые люди, повелевающие духами, и что может произойти с человеком, попадись ему младостарец, имитирующий дар изгнания (а таких сейчас, к сожалению, достаточно)?
Преп. Авва Питирион (в Лавсаике) учит: «Итак, чадо, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти, ибо кто какую страсть победит, такого беса и изгонит».
Святой Варсануфий Великий: «Противоречить диаволу прилично не всем, но только сильным в Боге, которым повинуются бесы. Если же кто не из сильных будет противоречить, бесы ругаются о нем, ибо находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих. Многие ли из великих запрещали бесам, подобно Михаилу Архангелу, который запрещал, ибо имел власть? Нам же немощным, остается лишь прибегать к имени Иисуса».
Преподобный Исаак Сирин – предупреждал самочинных заклинателей: «Ты выходишь учить тех, которым уже 6 тысяч лет. А это твое дерзкое прекословие послужит им оружием, которым они смогут поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и благоразумие».
По мысли отцов, далеко не каждый христианин может быть экзорцистом, но лишь тот, кто сначала победил страсти и соответствующих бесов В СЕБЕ. В наше время бесстрастных людей практически нет. Зато в обратной пропорции растёт количество тех, кто имитирует дар изгнания духов. Кроме того, беснование, как и любая болезнь, попускается Богом тем людям, для кого именно эта болезнь является лучшим средством для получения смирения и спасения. Поэтому святые молились об исцелении не всех подряд, а лишь о тех, о ком им было открыто Богом, потому что святые понимали, что исцеление тела вовсе не означает пользы для души.
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов часто еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Поминайте в молитвах ваших болящую Д., которая предана сатане, да дух ее спасется. … Такому подвергались и великие угодники Божии. Беснование – это гораздо менее страшная вещь, нежели подвергание вражескому помыслу, который может [лишить нас спасения]».
Прот. Алексий Зарайский на вопрос: «почему он не выгонит из одной девушки беса?», отвечал: «А почему я могу знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Св.Таин, и если это нужно, то Христос Сам силен изгнать его. А если Христос не желает, то для чего же изгонять его?»
Вывод можно сделать такой: дар изгнания духов имели лишь немногие святые люди (преп. Сергий Радонежский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, и другие). Они исцеляли тех не многих, о ком получали особое откровение от Бога. Никаких чинов экзорцизма святые не использовали (этот чин в 17 веке был позаимствован митр. Петром Могилой у католиков). Лишь со второй половины 20 века, когда «оскуде преподобный», в нашей Церкви появились массовые отчитки. Поэтому, современный экзорцизм – явление в высшей степени опасное. Раньше этим занимались святые, которые от Бога получили такой дар. Сейчас же этим занимаются люди, которые ничего не получают, и думают, что если чем-то побрызгать, как шаман, то бесы действительно покинут человека.
Но этим людям грозят другие страшные последствия – беснование, внутреннее опустошение, огромнейший вред для души – не только самого отчитывателя, но и приходящих к нему.
Иоанн Кассиан Римлянин: «А кто желает повелевать нечистыми духами или являть перед народом какое - либо из дивных знамений – тот, хотя призывает имя Христово, бывает чужд Христа, поскольку надменной гордости не следует учителю смирению. Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями».
Полный тест статьи А.И. Осипова: «Экзорцизм», из которой были взяты некоторые высказывания, можно прочитать по ссылке: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs_1/txt15.html
Кроме того, Александр, не факт, что Вы действительно одержимы. Многие душевные расстройства, та – же шизофрения, внешне могут напоминать одержимость, но на самом деле имеют совсем другую природу, и потому не должны лечиться с помощью отчиток. Для определения подлинной природы недуга нужен хороший психиатр и опытный священник. А где сейчас найти таких? И больному остаётся лишь одно: с верой и покаянием призывать в молитве Господа Иисуса Христа, прося, если Ему угодно, помочь болящему. А так – же прибегать к участию в Таинствах Исповеди, Причащения, и Соборования. Главное – же для человека не исцелиться, а найти Христа, стать Его учеником и приобрести вечное спасение. Если это не произойдёт, то любые исцеления окажутся бесполезными. Бог в помощь.