Спрашивает: Александр
Вопрос:
Вопрос задан:
10 сентября 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Ни сейчас, ни в другое время для православного христианина это не допустимо, и рассматривается как духовное прелюбодеяние, или измена Православию. Последствием этой измены является отпадение человека от Церкви. Для подтверждения приведу 45 правило Святых Апостолов: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям Церкви, да будет извержен”. А апостольское правило номер десять уточняет: “Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен”. А отпадение от Церкви для христианина – самое серьёзное происшествие, ведь спасение возможно лишь в лоне Церкви: «Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела (то есть, тела Церкви)» (Еф.5:23). Святитель Кипрпиан Карфагенский: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Здесь может возникнуть попутный вопрос: а разве Протестантские направления не Церковь, и вообще: что такое Церковь? Церковь характеризуется двумя признаками: НЕПРЕРЫВНОСТЬ существования в истории, или преемственность; и НЕИЗМЕННОСТЬ, то есть, сохранение правильного, неизменного и неповрежденного понимания Писания, или догматов. Православная Церковь соответствует этим двум критериям: она сохраняет непрерывность от дня Пятидесятницы и до нашего времени, что можно проследить по спискам преемства Апостольского рукоположения наших епископов в каждой поместной Церкви https://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolskoj-preemstvennosti-osnovannykh-apostolami-pomestnykh-tserkvej.shtml Неизменность её учения так – же можно проследить, начиная от эпохи мужей Апостольских, и далее. То есть, мы можем назвать в каждом веке имена христиан, почитавших Христа за Бога, имевших иконы, молившихся за усопших, понимавших Литургию, как причастие подлинному Телу и Крови Христа. Протестанты - же, не соответствуют обоим приведённым критериям истинной Церкви поскольку не могут провести своего исторического преемства рукоположения от апостолов до нашего времени, а так – же не могут привести преемства в учении: показать ранее 16 века христианские общины, которые имели бы учение, аналогичное современным баптистам, адвентистам, пятидесятникам, и т.д. Следовательно, Протестантские направления – это человеческие церкви, основанные людьми, а не апостолами, и Церковью Христовой они быть не могут.
Отсюда, конечный вывод: совместная молитва с еретиками приводит православного христианина к отпадению от Церкви Христовой, и потере вечного спасения. Возвращение в лоно Церкви отпадшего христианина возможно в случае его искреннего покаяния, и совершается через участие в Таинствах Исповеди и Причащения.