Спрашивает: Людмила
Вопрос:
Вопрос задан:
30 октября 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
В Православии существует древняя, апостольская традиция, именовать диаконов и священников духовными отцами, а епископов – владыками (от слова «владею», ибо они владеют, то есть управляют епархиями, состоящими из множества приходов). Эта традиция отражена ещё в апостольских посланиях. Так, апостол Павел именует себя отцом верующих, которых он своим благовестием обратил ко Христу: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Ветхозаветного праведника Авраама апостол Павел вообще именует «отцом всех верующих» (Рим.4:11) потому, что Христианство берет свой исток в вере Авраама, в его отношениях с Богом, в обетованиях о рождении из его потомства Христа. Известно так – же, что апостол Павел был безбрачным, но своего ученика Тимофея он называет сыном: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей…» (1 Тим.1:18). Следовательно, опять: апостол считал себя его духовным отцом.
Поэтому, и современных священников мы именуем не просто по имени, но с добавкой «отец такой - то» потому, что через проповедь о Христе, через совершение Крещения и Евхаристии над верными священник духовно рождает их для жизни со Христом, и потому по праву именуется их духовным отцом. Близкие люди, конечно, могут вне храма называть священника просто по имени, но этим они будут показывать, что не замечают того важного служения, которому пастырь себя посветил. Поэтому, они и в бытовой жизни обращаются к священнику: «батюшка», «отец».