Спрашивает: Александр
Вопрос:
Вопрос задан:
03 ноября 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Александр.
В Православной аскетической традиции существует понятие прелести, или состояния духовного самообмана, которое пагубно влияет и на тело, и на психику, и на дух человека. Определение прелести таково: «Прелесть – это лесть себе, высокое мнение о своих духовных достижениях, дарованиях, о своем достоинстве и совершенстве, одним словом – гордость».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о всеобщности этого состояния, присущего в определённой степени всем потомкам падшего Адама, пишет: «Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести».
Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) указывает на причины этого явления: «Прелесть, говорят, в двух видах является, или, лучше, находит – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину… Первый образ прелести – от мечтаний. Второй образ прелести… начало свое имеет… в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания… Бес непотребства, омрачив ум их сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица».
Святитель Игнатий главной причиной прелести называет гордость, или мнение о себе: «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя "мнением", заграждает этим "мнением" вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям, и Божественной благодати, – открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию у зараженных "мнением"».
Прелесть обычно «закладывается» в изначально ложной цели, которую аскет ставит перед собой: искание откровений, благодатных даров, духовных наслаждений, экстаза, познания тайн иного мира.
Главный критерий в различении подлинной святости и прелести святитель Игнатий (Брянчанинов) видит в ощущении своей греховности, своего недостоинства, рождающегося от познания себя:
«Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им… иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, в совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным».
Средство предохранения от прелести – смирение и покаяние.
Святитель Игнатий: «Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение… служит верным предостережением и предохранением от прелести… Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас». В качестве яркого примера он приводит обращение Пимена Великого к собратьям по подвигу «Братия! Поверьте: куда будет ввержен сатана, туда ввергнут и меня».
«Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы»
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: те переживания, что дают восточные нехристианские религиозные практики и оккультизм, есть следствие воздействия на человека мира падших духов. По причине не правильного духовного делания, не основанного на вере во Христа, смирении и покаянии, но напротив, взращивая гордость, эти практики приводят к глубокой прелести, что Вы, дорогой Александр, и переживаете. Для излечения от этого опаснейшего состояния (если Вы, конечно захотите от него избавиться), Вам понадобится серьёзное переосмысление Вашего пути, обращение ко Христу, раскаяние, вхождение в Церковь Христову, и правильная духовная жизнь, которой можно научиться, читая святителя Игнатия (Брянчанинова). Бог Вам в помощь.