Спрашивает: Елена
Вопрос:
Вопрос задан:
28 января 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Нет, это распространённое в наше время суеверие, которое, к сожалению, поддерживают и некоторые священнослужители. Конечно, в молитве, как и в прочих духовных упражнениях, необходимо искать золотую середину, ибо, как говорят Отцы: «нет добродетели без рассуждения». То есть, впадая в крайности, можно испортить любое доброе начинание, исказить любую добродетель. Нужно соразмерять свои силы с нравственным и духовным состоянием людей, за которых мы молимся. Например, апостол Иоанн Богослов наставляет христиан: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин.5:16-17). Из слов апостола явствует, что есть грехи смертные и не смертные, и за людей, совершивших смертные грехи, нельзя возносить молитвы. К смертным грехам можно отнести суицид, увлечение оккультизмом и мистицизмом, измену Православию, одним словом - сознательное противостояние человека Богу, именуемое в Писании «хулой на Духа Святого». Об этом состоянии говорится, что оно «не простится, ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31).
В каких случаях молитва за ближнего может быть не безопасной для молящегося? – Когда, не соразмеряя своих сил он начинает самочинно, как говорят, «отмаливать» тяжких грешников. Некоторые берут на себя дерзновение молиться за весь мир, даже молиться о помиловании падших духов. В этом случае бесы могут нападать на такого горе – молитвенника, и ругаться над ним, ибо он пытается отнять их добычу.
К примеру, я слышал такой рассказ: один православный стал отмаливать своего друга, который умер не христианином. Плюс к этому, он при жизни увлекался восточным мистицизмом. Результатом такой молитвы стало то, что молившийся человек получил инвалидность, заболев шизофренией.
Святые молились за тяжких грешников и язычников, и не редко их молитвенный подвиг завершался успехом. Например, Святитель Григорий Двоеслов вымолил из ада душу языческого императора Траяна. Когда он узнал, что давно умерший римский император Траян при жизни сотворил дело великого милосердия: заступился за бедную вдову, святитель проливал потоки слёз в молитве за душу этого человека. И получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Но это случай исключительный. Так молились святые, нам – же подобные молитвенные подвиги не по силам.
В прочих случаях молиться за живых и усопших, не совершивших тяжких, смертных грехов мы можем и даже обязаны, ведь этим мы выражаем к ним свою христианскую любовь. И никакие силы зла нам в этом не смогут помешать: разумная молитва угодна Богу, и Он подает Свою Благодать и помощь не только тем, за кого молятся, но и самому молитвеннику.