Спрашивает: Александра
Вопрос:
Вопрос задан:
04 июня 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Можно предположить и то и другое. К моменту страданий и смерти за Христа разные христиане подходили в разной степени духовного совершенства: были те, чья предыдущая жизнь являлась сознательным служением Христу. О них мы читаем в древних житиях. А были и такие, которые только в момент приближения мученической кончины возгорались любовью ко Христу. Это, например, мученик Вонифатий, который сначала был блудником и пьяницей, и только когда ему предложили отречься от Христианства, не согласился с этим и пострадал. Похожий случай описывается в книге архим. Тихона (Шевкунова): «Несвятые святые». Там говорится о послереволюционном времени в России, когда большевики пришли в один монастырь, где монахи жили, мягко скажем, нерадиво. И когда им предложили отречься от веры, они сказали друг другу: «Мы жили, как свиньи, так давайте хоть умрём, как христиане», и не отреклись от Христа и были расстреляны.
Вывод из вышесказанного такой: наиболее совершенные христиане, по мнению епископа Вениамина (Милова), не чувствовали мук во время страданий, так как их сердца наполнялись сверхъестественным жаром любви и сиянием Божества. Другие – же, менее усовершившиеся в бесстрастии, ощущали физические страдания, однако Бог укреплял их в решимости сохранить верность Христу, и с Его помощью, они смогли устоять до конца.