Спрашивает:
Вопрос:
Вопрос задан:
15 ноября 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Первое, на что мне бы хотелось обратить Ваше внимание, это неверное понимание того, что есть христианская любовь. Любовь, чаще всего, представляют себе, как радостную эмоцию, от которой щемит в груди. Из этого и возникает недоумение: как можно заставить себя так относиться к обидчику, человеку, совершенно мне не симпатичному? На самом деле, любовь – не эмоция, а волевой акт. Можно не испытывать к человеку тёплых чувств, и тем не менее, по – христиански любить его. Именно поэтому, в Евангелии любовь является Божественной заповедью, то есть, Сам Бог обязывает нас любить (Мф. 22, 37 – 40). В чём – же выражается волевой акт, именуемый в Христианстве, любовью? Выражается он, например, в том, что мы, преодолевая к обидчику свои негативные чувства, понуждаем себя поступать с ним так, как хотели – бы, что - бы он поступил с нами (Лк.6, 31). Но как на практике этому научиться? Ещё античные философы предлагали: «Познай себя». Самопознание в Православии является фундаментом правильной духовной жизни. Здесь, христианин должен опытно познать, или увидеть в себе поврежденность своей души многочисленными болезнями (читай: грехами) и бессилие самому, без помощи Божией, от них освободиться. Преподобный Пётр Дамаскин об этом учит так: «Первым признаком начинающегося исцеления души является видение человеком своих грехов, подобных по числу песку морскому». Достигается такое состояние, по словам другого святого, преподобного Симеона Нового Богослова, следующим образом: «Тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощам», то есть - открывает ему собственные душевные недуги. Итак, с точки зрения святых Отцев Православия, духовная жизнь в человеке начинается с того, что, понуждая себя к тщательному исполнению заповедей Божиих, ему постепенно открывается печальное зрелище: душа - вся поражена: осуждением, гордостью, лицемерием, враждою и прочими мерзостями. И сколько он ни пытается, сам, без Бога, не может в себе это победить: вновь и вновь – осуждает, гордится, лицемерит и т.д. Из этого видения, человек, во – первых, смиряется и начинает искать в Иисусе Христе – Спасителя от своих грехов, обращается к Нему с молитвенными воздыханиями: «Господи, помоги!» и получает необходимую помощь. Во – вторых, опытно познав свои духовные болезни, сначала проникается сочувствием к прочим грешникам (они больны, как и я!...), а впоследствии, из этого состояния и вырастает в нем настоящая христианская любовь.