Спрашивает: Ирина
Вопрос:
Вопрос задан:
06 декабря 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
О причинах сотворения Богом мира и человека, святитель Григорий Богослов говорит, что Благость Божия была причиной сотворения мира. Бог восхотел создать мир для того, чтобы все творения стали причастниками Божественной Благости (Любви). Можно представить такой пример: когда человек наполнен любовью, он не хочет удержать её в себе, и стремится поделиться ею с другими. Так и Господь: Три Божественных Личности Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, имея от Вечности между собой общение в Любви, возжелали сделать причастниками этой Любви, являющейся источником высочайшего счастья и радости, и другие, тварные существа. Каждое существо способно усваивать Божественную Любовь в меру своей природы и причастности Богу.
Если говорить о предназначении человека, то оно заключается в обожении (по – гречески: «теосис»), и раскрывается в том, что человек должен достигнуть нравственного совершенства (преподобия), уподобиться Богу в добродетелях (особенно в любви), и иметь вечное блаженное бытие в общении со своим Создателем. Будучи вершиной тварного мира, соединяя в себе материальное и духовное начало: тело и душу, человек, по замыслу Творца, должен был стать проводником Божественной Благодати и посредником между Богом и миром материи, в процессе обожения, или освящения его Нетварными Энергиями Божества. Почему реальная картина состояния мира и человека расходятся с Божественным предназначением о них? Причиной стало отпадение первых людей, Адама и Евы, от Бога. Бог - источник Жизни. Оторвавшись от Него грехом, человек, не только сам потерял бессмертие и блаженство, но и, будучи венцем творения, исказил окружающий мир. Мир и человек, в их теперешнем состоянии, глубоко повреждены и находятся в противоестественном состоянии. Последствия этого повреждения заключаются в болезнях, страданиях и смерти, которыми заразились человек и прочие формы жизни на земле. Для восстановления повреждённой грехом природы человека, две тысячи лет назад, в мир приходил Сам его Создатель в лице Иисуса Христа, и через смерть на кресте и Воскресение, исцелил воспринятую Им человеческую природу, возвращая её нам для приобщения, через Церковь в Таинствах.
Что касается вопроса: кто сотворил Бога, Церковь, устами святых Отцев, отвечает на него – никто. Бог обладает атрибутом Вечности. Нет какой-либо внешней причины Его существования. Он – Вечен, то есть, не имеет начала и конца Своего бытия, и Сам является Первопричиной появления вселенной и человека.
На вопрос о наличии во вселенной кроме человека, других цивилизаций, Бог через Своё Откровение, локализованное в Библии, отвечает лишь отчасти, говоря о бытии ангелов и падших духов (бесов). Молчание, по этому поводу, Священного Писания можно расценивать так: Бог открыл нам в рамках нашей земной истории лишь то, что необходимо знать для вхождения с Ним в спасительные отношения: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20, 31). То есть, Библия имеет вполне конкретную цель своего написания, и всё что напрямую не касается этой цели, остаётся за её рамками. Однако, у святых Отцев, например, у святителя Феофана Затворника, в его письмах, мы находим рассуждения о возможном существовании кроме человека и ангелов, и других разумных форм жизни во вселенной. Святитель Феофан, по этому поводу, даже предполагал: нуждаются ли эти разумные существа в Искупительной Жертве Христа Спасителя? Так что, гипотетически, можно говорить о возможности существования иных разумных форм жизни. Однако, по этому поводу Священное Писание молчит, твёрдых же научных оснований для ответа на данный вопрос - пока нет. Многочисленные описания, так называемого феномена НЛО, каковыми человечество располагает, указывают лишь на бытие всё того же духовного (демонического), параллельного мира. К такому выводу пришли многие авторитетные уфологии, как Российские, так и зарубежные, десятки лет изучая природу и проявления НЛО. Из числа зарубежных специалистов, придерживающихся такой точки зрения, можно назвать: Аллена Хайнека, Джона Киля, Жака Валле. Из числа отечественных: Виктора Вейника, Матвея Варлаамова.