6 ноября 2016 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость», епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил совершил Божественную литургию в соборе святого равноапостольного великого князя Владимира.
Его Преосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Валентин Никонов, настоятель Владимирского собора протоиерей Алексий Зайцев, иерей Николай Никишин (Франция), ключарь Свято-Воскресенского кафедрального собора иерей Георгий Дворовой, священники Вятской митрополии иерей Иоанн Шаповал, иеромонах Досифей (Чернядьев).
Перед причастием Его Преосвященство обратился к прихожанам храма с проповедью на Евангельское чтение: от Луки, 16, 19-31 (притча о богаче и Лазаре), и от Луки, 10, 38-42.,11, 27-28 (эпизод из жизни Иисуса Христа, когда он пришел в гости к Марфе и Марии).
«В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали притчу о богаче и Лазаре. Богач жил преуспевающей жизнью, довольствовался всем и не обращал внимания на то, что рядом с богатым домом его находился нищий Лазарь, нуждающийся в помощи и сострадании. Но богач ему этой милости не давал. И когда они оба умерли, нищий Лазарь был отнесен на лоно Авраамово, а богач был ввержен в ад.
Когда богач, подняв глаза, увидел Лазаря, он стал умолять Авраама: «Отче, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени». На это Авраам ответил ему: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал богач: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам ответил ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле предопределит и нашу будущую вечную жизнь. Почему богатый пострадал? Не потому что он богатым был, а потому что в богатстве своем забыл о своей душе, о милосердии. Он было просто горделивым, богатым человеком. И это его погубило. А нищий был близок к Богу, и в своем страдании не имел в сердце зла, ненависти и зависти. Помнил он о покаянии, это и спасло Лазаря.
Второе евангельское чтение говорит нам о том, как Марфа и Мария принимали у себя в доме Христа. Обе много заботились, но о разных вещах. Мария слушала Христа, а Марфа заботилась о большом угощении. Не видя помощников, она попросила Господа, чтобы Он отпустил к ней Марию. На что Господь сказал ей: «Марфа ты заботишься и суетишься о много, а одно только нужно; Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Тогда одна женщина, услышав это, возвысила свой голос, говоря: «Блаженно чрево, носившее Тебя». На что Господь ей ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
В чем же переплетаются эти две евангельские истории? Как закон Моисеев, так и закон Христов – это Божественные законы, прореченные нам в Евангелии. Если мы не исполняем этих законов – пользы от того, что мы в Церковь ходим не будет. Пока внутреннее наше естество, пока наши сердце и разум не обратятся к Богу, то все тщетно. Стоя на молитве нужно внимать словам Господним, для того, чтобы исполнять их в жизни. Нужно, чтобы естество наше человеческое через богообщение на молитве преображалось и начинало служить Богу. Слушая Благую Весть, мы должны стремиться исполнять волю Божию как это делали христиане первых веков. Как бывшие язычники, живущие по языческому закону, мгновенно преображались?! Став христианами, они исповедовали Христа всей своей жизнью, даже ценой мученичества. Они преображались в других людей, в качественно других людей – в христианин. И окружающим это преображение было заметно. Так ли у нас? Знающие нас как христиан, видят ли, что мы отличаемся хоть чем-то от всех остальных людей?
Вот это православное понятие – преображение, которое должно случиться с нами – и есть существенное доказательство того, что мы начинаем служить Богу. Люди созданы для того, чтобы служить Богу своей добродетельной жизнью. Злой же жизнью мы служим совершенно другому существу. Итак, либо человек своими делами, поступками, мыслями загоняет себя во зло, либо наоборот вытаскивает себя оттуда с Божией милостью и помощью. Все нам предоставляет Господь, чтобы мы служили добру. Но только и мы должны приложить усилия, чтобы вывести себя из состояния злобы, нерадения или гордыни.
Возвращаясь к евангельскому чтению о Марфе и Марии, хочу подчеркнуть, что Марфа суетилась о многом. Для нас пример в том, что имеем мы только один воскресный день на неделе, а нам в этот день нужно постирать, погладить, еды наготовить, в гости сходить, поспать на два часа больше. Все эти заботы и лень отводят нас от исполнения заповеди Божией, а ведь мы здесь готовим себе посмертную участь. Мария пришла ко Христу – послушать Его и в этом ее благой выбор. Когда мы идем в воскресение в церковь, оставив всю суету и заботу, мы стоим на соборной молитве. Что происходи в этот момент? Сам Христос посреди нас стоит. А если мы, отложив всякое нерадение, откроем Святое Евангелие и начнем читать его вдумчиво, не почувствуем ли благодатную силу, исходящую от Божественных слов? А слушающие и внимающие слову Божию вольно или невольно будут пропитываться этим словом и преображаться. И тогда мы будем, не просто по факту крещенными людьми, но на деле будем христианами. А слушающие и исполняющие Слово Божие будут пребывать в великой радости и чаянии спасения душевного. Аминь».
После причастия было совершено славление и молитва пред иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость».
По окончании богослужения епископ Даниил пообщался с паломниками Вятской митрополии, которые находились в Кыргызстане и благословил их на возвращение домой.