19 марта 2017 года, в третью седмицу Великого Поста, Крестопоклонную, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил совершил Божественную литургию с пояснениями. Во время богослужения епископ Даниил делал паузы, для того, чтобы объяснить смысл происходящего.
Его Преосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Валентин Никонов, ключарь Свято-Воскресенского собора иерей Георгий Дворовой.
Перед началом богослужения владыка Даниил обратился к прихожанам:
«Божественная литургия – это главное богослужение, во время которого совершается главное Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия, что означает по-гречески «благодарение». Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события».
Во время богослужения владыка Даниил рассказал о нескольких видах литургии – литургии святителя Иоанна Златоуста, литургии святителя Василия Великого и литургии святителя Григория Великого или Литургии Преждеосвященных Даров. Рассказывая о происхождении каждой литургии, владыка Даниил уточнял время их проведения и основные отличия друг от друга.
Останавливая богослужение, там, где это возможно владыка отмечал особенности каждой из трех частей литургии – проскомидии, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших; литургии оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите», и литургии верных, начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.
«На Литургии верных, – отметил владыка, – совершается наиболее важный момент в Литургии – Евхаристический канон. Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Это – сердцевина Литургии, ее центральная часть, во время которой происходит преложение Святых Даров. Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом, – отметил владыка Даниил».
Перед совершением Таинства святого Причащения, епископ Даниил особо подчеркнул: «регулярно причащающийся человек постепенно освящается, потому что, Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве покаяния. Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко святому Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, – отметил владыка Даниил, – но полностью к нему готовым не может быть никто».
По завершении богослужения владыка Даниил преподал прихожанам архипастырское благословение.