31 июля 2022 года, в неделю седьмую по Пятидестянице, день памяти святых отцов шести вселенских соборов, епископ Савватий совершил Божественную литургию в храме во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Таласе.
Дата памяти святых отцов шести Вселенских соборов уникальна для каждого года. В 2022 году эта дата – 31 июля
Справка: Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения.
Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деяния 15:1-29).
Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов:
Никейский I –325 год, против ереси Ария; Константинопольский I – 381 год, против ереси Македония; Ефесский – 431 год, против ереси Нестория; Халкидонский – 451 год, против ереси монофизитов; Константинопольский II – 553 год, «О трех главах»; Константинопольский III – 680 – 681 годы, против ереси монофелитов Никейский II – 787 год, против ереси иконоборцев.
А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879 – 880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.
Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского).
Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.