Наше паломническое путешествие, посвященное душе России – матушке-Волге

  18 августа 2015  
Наше паломническое путешествие, посвященное душе России – матушке-Волге

(рассказ участницы международного православного молодёжно-паломнического слёта «Вместе на планете»)

Мы преодолели удивительный путь, совпадающий с жизненной дорогой святого преподобного Макария Желтоводского. Всё наше путешествие проходило в ареале Волги, на её притоках. Наша паломническая деятельность – это и возрождение христианской традиции, и просвещение. Преодоление самих себя физически, эмоционально, душевно и, главное, духовно. Открытия. Откровение. Соприкосновение с ушедшими живыми эпохами, с историей, с живым образом Церкви. Мы не просто совершили паломническое путешествие, мы прожили целую жизнь – жизнь одной дружной семьи, помогая друг другу взаимовыручкой, поддерживая духовно и морально. Пребывая в единой молитве на службах в церквях, совершая совместные утренние и вечерние правила, вместе трудничали в монастырях. Вместе преодолели 700 километров сложного маршрута: 11 километров на байдарках, 90 на катамаранах, верхом на лошадях, пешком, на автобусах, на катере, на поездах, словом … долгий путь. Все вместе – один «организм» –объединение сердец, сплетение душ – 40 человек из 6 стран: Россия, Украина, Италия, Германия, Египет, и мы – три девушки из Кыргызстана, представляющие Бишкекскую и Кыргызстанскую епархию,  молодёжный клуб «Грани»: Татьяна Мухина, Жанна Шаповалова, Ольга Мунтьянова. Мы все участники международной паломнической экспедиции «Вместе на планете»  под руководством Андрея Владимировича Петросянца. Мы прожили другую жизнь, отличающуюся от мирской, насыщенную добром, светом и благостью.

 Путь наш пролегал через реки, леса, поля, острова ... от Москвы до Казани. Точкой отправления стала Нижегородская область. 

 Итак, 15 июля сего года, вечером, с Курского вокзала мы отправились в Нижегородскую область. Прибыли на станцию Ветлужская, 16 июля, утром. 

Экстремально, выпрыгивая из движущегося поезда и выбрасывая вещи на полном ходу, мы всей группой пересели на два автобуса, которые с ветерком довезли нас до природного парка «Воскресенское Поветлужье»(место нашего старта). Времени на отдых не было, но несмотря на бессонную ночь, мы отправились знакомиться с местностью. Нас окружали озёра, заливные луга, заповедные участки леса. Пешком, по топким лесным тропам, размытым вчерашним дождём, съедаемые комарами, мы дошли до святого источника Кибелек, освещённого в честь Георгия Победоносца. Тернистый путь был пройден не зря, многие из нас с молитвой окунулись в святой источник. Нашли могилы трёх святых Китежских старцев, убитых, по преданию, во время монголо-татарского нашествия. Испили святой родниковой воды и продолжили свой благой путь. Святое озеро Светлояр не могло остаться незамеченным. Легенда прошлого, живое предание. Озеро, почитающееся святым в России, находится возле села Владимирское в Воскресенском районе Нижегородской области. 

Краткая историческая справка:

До основания Нижнего Новгорода (Малый Китеж), был на озере поставлен город Большой Китеж. Но пришла беда, разгромили татары Малый Китеж, подступив к Большому, да удивились, не обнаружив укреплений, никто из жителей не изготовился к битве, все лишь усердно молились. Пошёл Батый на город да он внезапно скрылся в водах озера.

 По преданию, лишь те, кто чисты душой и помыслами, могут в редкие дни на озере видеть очертания куполов Церквей и слышать перезвон колоколов. Это таинство выпало на наши души, необычайное чудо – отражённые облака в зеркале тихой глади  воды, создавали очертания стен белых церквей.

Светлояр – загадочное озеро, его необычайная вода может храниться много лет в сосуде и не терять своей чистоты. Умывшись в святом озере, мы зашли в Часовню во имя Казанской Божией Матери, прикоснулись к крестовоздвиженскому холму, помолились в  пропитанной солнцем деревянной церкви XIX века во имя Владимирской иконы Божией Матери, поцеловали след стопы Богородицы, и с чистым сердцем  продолжили свой невероятный путь, покинув это удивительное место.

 

Автобус мчал нас дальше по красивейшей дороге в ближайшее поселение. Когда мы прибыли на постоялый двор, нас радушно встретили и угостили вкусным и сытным обедом. Прежде, правда, мы успели устроить фотосессию настоящему бурому мишке, живущему на территории двора. Сытые и довольные, переодевшись, мы отправились к реке Ветлуга. Когда-то давно река Ветлуга (верхний приток Волги) была оживлённым водным путём и служила границей русского государства.

Выбрав байдарку и «коллег» (обязательно из других стран для знакомства и дружбы), по трое, мы начали свой первый в этом походе  сплав по реке. Плыли по течению. Сплав по Ветлуге неторопливое удовольствие с частыми остановками на берегах для отдыха и купания. Местами русло реки было узким, с густорастущими деревьями, преграждающими путь и цепляющими ветвями борта байдарок, что затрудняло сплав, но мы достойно справились с природными препятствиями.  Наконец, к вечеру, мы добрались до села Троицкое, которое ведёт свою историю с XV века, являясь старинным русским поселением на берегу Ветлуги. Село Троицкое расположено на Красной горе «Бабья тож», сейчас это территория Воскресенского района Нижегородской области.

Сойдя на берег и добравшись своим ходом до базы отдыха, мы дружно разместившись, вкусно и плотно отужинали. После, отправились на конюшню, каждый выбрал породистую понравившуюся лошадь для совершения конной прогулки. Эдакий вечерний променад на свежем воздухе и отдых после насыщенного дня. Утром, 17 июля желающие отправились на конную прогулку вновь по лесным тропкам, по росе в рассвет, с  ветерком по полю. Стоит отдельно остановить своё внимание на храмах бывшего Троицкого скита (полное название Троицкий Бабьегорский Черноезерский монастырь, основанный в 1667 году). В настоящее время о монастыре хранят память две деревянные церкви. Перед нашими глазами предстал уникальный старинный храмовый ансамбль: летняя Троицкая церковь 1713 года и зимняя церковь Святых Зосимы и Савватия 1870 года. В Троицкой Церкви мы получили возможность приложиться к старинной мироточивой иконе Божией Матери «Всецарица», помолились на службе и у мироточивой иконы Святой Блаженной Ксении Петербургской. Отобедав, загрузились в автобусы и продолжили путешествие.

Наш автобус летел дальше сквозь густой русский лес навстречу новому и неизведанному, покидая «жемчужину православия» – село Троицкое. Впереди предстоял  сложный путь-испытание себя, собственных сил, характера, силы воли, борьбы со страхами и преодоление трудностей. Через преодоление физическое – смирение плоти и духа.
Автобус довёз нас до местечка на берегу реки Керженец (приток Волги) под названием Хахалы.
Керженец – одна из самых таинственных рек в Нижегородской области. Берёт  она своё начало в тёмных густых лесах Нижегородчины.
На берегу нас встретили капитаны – настоящие профессионалы, знающие Керженец, как свои пять пальцев. Погрузив вещи на плоты и  плотно привязав их, мы, на трёх катамаранах, отправились в водное путешествие среди  удивительной нетронутой человеком природы. С Божией Помощью ясная погода сопутствовала нам. Ни палящее солнце, ни назойливые насекомые, в виде овода, слепня, гнуса и шершня, не могли испортить нашего похода и хорошего настроения. Что нам помогало и что спасало? Вера. В себя и своих теперь уже друзей.  Оптимистичный настрой, добро и уважение, взаимовыручка. Гребли мы по очереди, давая отдыхать друг другу. Днём делали короткие остановки для  обеда,  а вечером выгружались на место стоянки для ночлега. Вновь помогая друг другу, выстраиваясь в цепочку, передавали тяжёлые рюкзаки, вместе разбивали лагерь и устанавливали палатки. Нужно сказать, что сплавлялись мы на катамаранах и ночевали в палатках разным составом, опять же, чтобы сдружиться с ребятами из других стран, обрести новые знакомства и связи, словом стать одной семьёй. Мы вместе ужинали и пели у костра, общались, молились, засыпали, просыпались, молились и отправлялись дальше в путь, совершенно не обращая внимания на надоедливых и весьма прожорливых гигантских комаров. Особенно на  сплотил последний день сплава, когда, всё-таки, пошёл проливной дождь. Мы продолжали грести с песнями и улыбками на устах. Высадившись на берегу, разбили лагерь, развели костёр, приготовили горячий ужин (нужно отдать должное пятёрке поваров), потом все вместе сушили вещи и спальники и, самое главное, помогали тем, кто до нитки промок, делясь своими сухими вещами.
Красоту и богатство нижегородских лесов не описать словами. Ощущение лёгкости и свободы – настолько чистым и прозрачным был воздух – воздух, которым мы не могли надышаться. За время сплава мы не просто гребли на катамаранах, мы наслаждались видами  окружающей нас природы, её богатством, разнообразием и могучей красотой; широколиственные леса, в которых можно заблудиться, сменялись сосновыми. Сплав проходил по  известному керженскому заповеднику, знаменитому неповторимыми породами деревьев и кустарников, и редкими животными. Нам  посчастливилось увидеть редкого чёрного аиста. Сплавлялись и за пределами заповедника, среди девственных лесов. Это был  настоящий паломнический тур. Ощущение единения с природой, с Богом.

Несколько слов о важном пункте нашего путешествия – дежурства ладошек. Ладошка – это пять человек из разных стран. Разные по характеру, темпераменту, по менталитету, но одной Веры Православной. Цели ладошки стать единым целым. Как пять пальчиков одной ладони, так и мы – пять человек, как одно целое; когда каждый не сам по себе,  а где действует принцип «один за всех, все за одного». Ладошка учила терпению, пониманию, сплочённости, самоорганизации, собранности; навыкам приготовления еды на большое количество человек (в нашем случае 40, в жизни всё может пригодиться). Ладошка учила дружбе, налаживанию контакта для совместного преодоления испытаний. Девиз ладошек – думать не о себе, а о других. Задачи: встать раньше группы, придумать походное меню, приготовить, накрыть, вместе со всеми помолиться, накормить завтраком, обедом и ужином, убрать за всеми, помыть посуду и передать дежурство следующей ладошке. Но ладошки проявляли не только кулинарные способности, но и творческий талант. Готовились, как блюда, так и музыкально-театрализованные номера, читали стихи, танцевали и пели частушки. Всё это создавало лёгкое приподнятое настроение на протяжении всего путешествия.
Важной была и взаимопомощь друг другу. Как в физическом плане – сильный помогал слабому, помогая нести тяжести, протягивая руку помощи, ожидая отстающего в пути. Так и в духовном –  молитвами, разговорами по душам, откровениями и даже песнями в пути.

Все вместе на планете земля

 Продолжая рассказ о нашем путешествии, напомним, начиная с 17 июля 2015 и далее 18,19,20 июля мы сплавлялись на катамаранах. 21 июля приплыли ... (практически у места впадения Керженца в Волгу). От берега мы шли 13 километров пешком до Макарьевского Желтоводского монастыря, расположенного на левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области. Дорога привела прямо к монастырю.

 Перед нашими глазами открылась величественная картина... Раскинулась красивейшая, широкая река Волга, невольно вспомнились слова из песни Людмилы Зыкиной «Течёт река Волга»... Белоснежные стены Свято-Троице-Макарьево-Желтоводского монастыря возвышались над набегающими волнами могучей Волги, уходя золотыми куполами в синь неба.

*Краткая историческая справка:

 Монастырь был основан в XV веке преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. По преданию, он выкопал на берегу озера пещеру и поселился в ней. Он построил храм в честь Святой Троицы, вокруг которого и образовался монастырь. Желтоводским назван по Жёлтому озеру. Волга, меняя русло, поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу. В 1439 году обитель была разрушена отрядом хана, Макарий уведён в плен, место обители было покинуто в течении долгого времени, позже восстановлено иноком Авраамием в 1626 году, который построил здесь две Церкви: Троицкую и Успенскую. У стен монастыря встречались суда. Монастырь расположен посредине судоходной Волги, что и повлияло во многом на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Макарьевская ярмарка была крупнейшей в России, позже в 1817 году её перенесли в Нижний Новгород, это отразилось на доходах монастыря, произошёл крупный пожар и мужской монастырь был  упразднён. Снова обитель была восстановлена лишь  в 1883 году, но уже как женская.*

 В Макарьевском Желтоводском монастыре нас тепло приняли и накормили обедом. Провели экскурсию по монастырю. Невозможно было отвести глаз от старинных фресок Троицкого Собора, настолько они притягивали внимание и завораживали. Всё наше существо было пропитано духом  той эпохи; вызвав чувство спокойствия и ощущение умиротворённости. Нашей группе посчастливилось посетить Богослужение. В день обретения Казанской иконы Божией Матери, епископом Лысковским и Лукояновским Силуаном была совершина Божественная литургию в честь Казанской иконы Божией Матери.  Мы лично встретились с епископом Лукояновским Силуаном, душевно поговорили, рассказали о маршруте путешествия, о молодёжном движении «Вместе на планете», приняли напутственные слова Владыки, пожелания Божьего благословения и приглашение посетить монастырь вновь.  Каждый из нас помолился в монастыре о своём и все вместе прикоснулись к мощам преподобного Макария Желтоводского, Унженского Чудотворца, к иконам с частицами мощей святых: святителей Иоанна Златоуста, Феофана Затворника; великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона; благоверных князей Петра и Февронии Муромских; преподобного Серафима Саровского и блаженной старицы Матроны Московской и др.

 Отобедав и поблагодарив, мы вновь отправились в путь. Ехали долго, точно и не вспомнить сколько по времени, уже вечерело, впереди нас ждали 30 километров пешего пути  через густой лес, с тяжёлыми рюкзаками. Но радостные эмоции и положительный настрой подкрепляли командный дух. И будущие испытания не пугали нас. Мы с лёгкостью преодолевали одно испытание за другим и смирялись. К сожалению, мы не успели добраться до леса и, к счастью, приняли дружное решение вернуться в монастырь. Слова епископа Лукояновского о приглашении оказались пророческими. И мы, под покров ночи, (обратный путь был таким же долгим), вернулись в Макарьевский Желтоводский монастырь. Сестры монастыря пожалели нас, пошли на уступки и дали ночлег. Таким образом, мы поняли, что преподобный Макарий не желал нас отпускать, принял в свою обитель, накормил, напоил, обогрел и дал кров, не оставив в ночи. Он дал нам возможность каждому остаться наедине со своими мыслями и молитвами, в тиши и спокойствии, прикоснуться ещё раз к святыням, помолиться о ближних. Остановиться и  не суетиться... всё передумать, осмыслить пережитое и после пуститься дальше в путь.

 23 июля мы всем дружным составом покинули Макарьевский Желтоводский монастырь, сели на паром, доплыли до города Лысково, пересели на комфортабельный автобус и, оставляя за спиной Нижегородские земли, минуя Уфу, достигли земли Татарской. Дорога и чаяния привели нас на Свияжский остров.

 Мест мы посетили много, но более всего (лично мне) запомнился Свияжск. Не просто запомнился, запал в душу и в сердце. Свияжский остров – любовь с первого взгляда и навсегда.


*Историческая справка:

 21 мая 1551года в неделю всех святых Шигалей ( Шах-Али-хан - интересная историческая личность, один из ставленников Российской короны, принадлежал к ханскому(царскому)роду, перешёл со многими единоверцами под власть Москвы. В 1519 году был посажен на Казанский престол, но долго на нём не удержался). Вместе с воеводами и русским войском приплыли по Свияге на кораблях и вышли на один из берегов на возвышенное место. Здесь они вырубили лес для основания города. В этом месте они служат водосвятный молебен, а затем обходят с крестным ходом и окропляют святой водой места для стен будущего города. Затем начинают строить стены города и закладывают храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Город построили за 4 недели. Местные жители начинаю приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство. Так же  царю сообщают о том, что строят новый город и местные жители "горние люди" хотят служить русскому царю. Взятие Казани было главной целью внешней политики при Иване Грозном. Построенный город вскоре стал базой при осаде Казани в 1552 году. В середине 16 века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы. В 1719 году город становится центром Свияжской провинции Казанской губернии, в 1781 году уездным городом Свияжского уезда Казанского наместничества ( с 1796 года вновь губернии). В 1920-1927 гг. город являлся центром Свияжского кантона Татарской АССР.

В 1918 году Свияжск стал одним из первых в стране мест политических репреессий. На острове находилось 5 монастырей!*

Ныне это место совершенно иное

Свияжский остров покоряет своей красотой  с первого взгляда. Он словно  листок дерева, упавший на воду.

 Все дни пребывания на острове-граде стояла солнечная и ясная погода, по-летнему жаркая, но жара не ощущалась, так как географически остров окружён со всех сторон водой. Благодать и притягательная сила исходят от этой земли, мощная энергия и в тоже время удивительное спокойствие. Ощущение умиротворения. Именно здесь, на острове, наша дружная семья паломников потеряла счёт времени. Именно здесь, мы не помнили какой сегодня день недели и какое число по календарю. Бег времени остановился. Всё, что было за пределами острова, казалось далёким, суетным-мирским. Не хватало только самых близких людей, хотелось разделить с ними радость и счастье бытия. Обратно, в динамичную и хаотичную жизнь возвращаться не хотелось... Остров будто насыщал и наполнял силой, заряжая светом и энергией, исцелял душу, подпитывая духовно. На Свияжском острове особая атмосфера, особый воздух.

 На острове мы не только наслаждались его видами и красотами, но, самое главное, то, ради чего прошли столь долгий и трудный путь и к чему пришли – это подвиг молитвенный. Наша дружная семья паломников  трудничала в монастырях острова. Каждый выполнял работу по силе своей духовной и физической. Мы благодарны Господу Богу за эту возможность. Отдельно стоит рассказать о монастырях Свияжска.

 

 *Историческая справка:

 Самая главная обитель –  Свияжский Богородице -Успенский мужской монастырь-действующий мужской монастырь казанской епархии РПЦ (Московский патриархат), колыбель православия казанского края и Поволжья. Основан монастырь был в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархией. Основателем и его первым настоятелем стал архимандрит Герман, позже ставший вторым епископом казанским,(1564-1566) прославленный в лике святых, как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи главная святыня монастыря с  1592 года. 

 Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь-главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении 16 -18 веков.

В 1918 году красноармейцами  был зверски убит  последний настоятель обители-епископ свияжский Амвросий, прославленный в лике Собора новомученников и исповедников в 2000 году. В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен. В советское время территорию монастыря занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена. В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский монастырь был официально возрождён.

 Монастырь представляет уникальную историко-архитектурную ценность. Он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы-Успенский Собор(1561г.) и Никольская трапезная церковь(1556) с 43-х метровой колокольней-признанные шедевры русского зодчества 16 века. Особенно ценен Успенский собор и его фрески 1561 года. Это один из двух храмов в России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного. Свияжские росписи являются всемирным раритетом (русскую живопись 16 века мы знаем, главным образом, на примере этих двух соборов). 

 Прежде было 5 монастырей. Ныне, два.

 Есть ещё храмы Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь-древний монастырь Казанской епархии РПЦ. До революции был-женским; ныне подворье-Свияжского Успенского мужского монастыря. Женский монастырь в Свияжске основан одновременно со строительством города в 1551 году при Рождественской церкви. После пожара 1775 года монастырю переданы здания закрытого к тому моменту Свято-Троицкого мужского монастыря.*

 На острове-граде есть несколько не менее чудных по своей красоте церквей: Троицкая церковь, церковь Николая Чудотворца, Сергиевская церковь, церковь Константина и Елены, Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости, Успенский Собор.

 

Дни текли один за другим незаметно... С чистыми помыслами, сердцами и душами мы продолжали трудничать в монастырях острова и молиться. Молились за близких и  незнакомых нам людей, с сердечной радостью посещали службы, испытывая душевный покой. Именно в таком святом, намоленном  месте приходит осознание многих вещей, переоценка ценностей, самого себя; начинаешь видеть то прекрасное, чего, может быть, не замечал прежде, даже если замечал, то проходил мимо; понимаешь и осознаёшь свои ошибки, грехи вольные и невольные; чувствуешь ближнего; учишься не только слушать, но и слышать. Отчётливо понимаешь, что есть главное в жизни – любовь, любовь к ближнему, любовь к Богу и вера в Бога. Именно в таком состоянии все участники паломничества исповедались и приняли Святое Причастие на одном из Богослужений в Соборе Всех Скорбящих Радости. Мы все сияли, нас постигло состояние благодати. Сияли наши глаза, души, даже лица просветлели. Хотелось лететь, парить. Как летели слова молитвы и голоса удивительного по чистоте, стройности и прозрачности мужского хора клироса, летели под самый купол Собора, облетая и тая в пространстве вокруг. Всё в этот день было пронизано светом – светом любви, лучами янтарного закатного солнца, проникающего сквозь стёкла окон и витражи. Незримый свет исходил  от фресок и икон, согревая сердца. Приятное головокружение от аромата живых цветов, смешанных с запахом ладана. Состояние покоя, умиротворения. Будто благодать Господа коснулась наших сердец. И ты, вдруг, понимаешь, что Господь слышит тебя всегда, а в эти мгновения и ты слышишь Его. Не было уже той боли в ногах и теле от трудов и долгого пути, было ощущение полёта-полёта души, будто выросли крылья.

Многие из нас плакали... 

Запомнилось всё на этом острове, удивлял день каждый. И забота монахов о нас: молитвы, исповедь, Причастие. И их гостеприимство – ккаждый день нас вкусно и сытно кормили в трапезной подворья Свияжского Успенского монастыря.

Великой радостью стала встреча нашей семьи паломников с настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря игуменом Силуаном (Хохиашвили). Общение с игуменом оставило ощущение радости – такое душевное и по-монашески строгое. Его мудрые советы и слова воодушевили. Встреча подарила состояние духовного подъёма. Ведь верующие похожи на влюблённых, они несут любовь и радость, и дарят её.

Красота города-крепости Свияжск поражает уникальностью и неповторимостью – белокаменные монастыри, золотые купола гармонично вписываются в архитектуру и живопись природы. Нежно-бирюзовые рассветы, янтарные закаты растворяются в водах Волги...

Площадь, дворы, улочки, лавки, до сих пор сохранившиеся деревянные кружевные купеческие домики – русский колорит, русская красота Свияжского острова.

Запали в душу ещё два дня нашего удивительного путешествия. Это поездка на другой берег (в двух километрах от Свияжска). Мы побывали в Свято-Вознесенском Макарьевском монастыре. К сожалению, время нашего пребывания в  монастыре было ограничено, но мы прочувствовали это место. Место для спокойных мыслей, где иной ход времени... Монастырь, окружённый со всех сторон лесом, расположен на обрывистом берегу Волги, посредине склона. Простота убранства и чистота монастыря словно белое облачко на синем небе. Монастырь состоит из небольшого Вознесенского храма и храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Взгляды... наши взгляды приковал величественный уникальный памятник преподобному Макарию Желтоводскому. Святой Макарий подарил нам радость душевную – мы окунулись в источник в деревянной часовне-купальне, расположенной у подножия склона.

Был у нас день и абсолютного отдыха. День, посвящённый Казани. Мы гуляли, общались, изучали город и его достопримечательности, самое главное, общались. Посетили удивительный Казанский Кремль, мечеть Кул-Шариф – это главная джума-мечеть республики Татарстан, расположенная на территории Казанского Кремля. Невообразимая красота  мечети, изобилие света, цвета и красок. Стены – белый мрамор и гранит, купол и минареты бирюзового цвета – будто небо и душа...Изгибы рисунков, словно изгибы жизни человека, его духовный путь – волнообразные петли и завитки. Успели мы с друзьями посетить и некоторые церкви города Казань. Съездили на интереснейшую экскурсию в Раифский Богородицкий монастырь – крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Наша группа помолилась у иконы Грузинской Божией Матери в главном храме Раифы. Благословенная Раифа запомнилась яркими красками и цветами, утопающая в розах; спокойствием и благодатью Божией. Запомнились и блаженствующие кошки на территории монастыря, их там много.

Казань – это другой мир, другая культура. И, конечно, неполного светового дня было мало для ознакомления с этим чудесным ярким, по-восточному колоритным городом. 

На Свияжском острове мы прожили до 29 июля. Да, нужно немного рассказать о доме, в котором нас приютили радушные и гостеприимные люди, точнее школе... Школа стала нашим вторым домом, где мы жили большой дружной семьёй. Делили радости и трудности; молились; смеялись, общались. Мы стали близкими, родными людьми. «Мы» – не пустой звук, а наполнение. Разделили моменты, мгновения, минуты счастья. 

Навсегда останется в памяти прощальный вечер. Вечер радости и нежной грусти, смеха и слёз, крепких тёплых объятий и улыбок. Вечер творческих номеров, песен и танцев. Наш вечер … где каждый проявил свой талант, показав и доказав ещё раз, что каждый человек талантлив, главное, его реализация, естественность и дружелюбность атмосферы. Где каждый из нас произнёс прощальные слова, каждый открыл душу, с горящей свечой, пламень которой зажёг наши сердца. Слова откровения, слова благодарности нашим руководителям Андрею Владимировичу Петросяны и его супруге Светлане Александровне – вдохновителям путешествия, душе нашей большой семьи. Они нам были, как родители, бережно о нас заботясь.

Только такое место, как Свияжск смогло пробудить и зародить  в нас связь разумной и творческой силы и энергии.

29 июля... день отъезда со Свияжского Острова... Уезжая с Острова мы увозили с собой его частичку, оставив частичку своей души; увозили запахи его трав и цветов, частичку этого воздуха, частичку этого мира: любви, добра, веры, умиротворения и благодати. Ещё и память о месте, людях, времени, светлых чувствах. Эту память мы будем хранить в сердце навсегда. Чистотой, гармонией, божественной силой обладает Свияжск, а монастыри определяют его нравственную и духовную сущность. Свияжск – любовь навсегда (для меня).

Своими печатлениями и чувствами я поделилась в статье, рассказав и о маршруте. Переживания у каждого были свои. Со мною ими поделились и дорогие сестры (записано дословно):

Жанна Шаповалова:

- Впечатлений от поездки накопилось так много, что, кажется, хватит на несколько лет приятных воспоминаний. Это было не просто туристическое путешествие по монастырям и храмам, это было паломническое путешествие, в котором мы проявили свои способности, силу воли, терпение и сочувствие к ближнему. Путешествие было нелёгким, тяжёлым, как морально, так и физически, но это считалось естественным фактом. Сейчас, спустя какое-то время, даже не верится, что это происходило с нами – мы проплыли 11 км на байдарках и 30 км на катамаранах, прошли около 13 км до Успенско-Макарьевского монастыря в Нижегородской области. Работали при Свияжском Богородице-Успенском монастыре. И после всего этого на душе чувствуется необыкновенная лёгкость и спокойствие, а усталости, как таковой нет.

Ольга Мунтьянова:

- Тетя Света и дядя Андрей. Да-да, именно тётя Света и дядя Андрей. Этим двум людям удалось сделать многое. Мало было придумать и организовать тур-поездку по Матушке-России, показав великолепные места природы, пейзажи, величие храмов, архитектуру городов, быт русского человека. И, кажется, с простой лёгкостью сплотить 40 человек так, что все чувствовали себя большой дружной семьёй.

Мои самые яркие впечатления от всей поездки. В первую очередь, конечно-же то, что удалось прикоснуться к множеству святынь, которые, конечно, плодотворно влияют на состояние твоей души, состояние физического здоровья. Тут идёт переоценка жизненных ценностей и, можно даже сказать, меняется взгляд на жизнь. Во вторую очередь, конечно же, сам коллектив. Добрые, отзывчивые, приходящие на помощь и разделяющие радость люди. Все очень разные и очень талантливые, будь то кулинария или театральная сцена, гребля вёслами или талант организовать костёр в лесу во время дождя. Ну, и в-третьих, мне очень понравилось кататься на лошади, хотелось бы продолжить уроки верховой езды. А ещё купаться в реке Волга и рвать кувшинки в реке Ветлуга.

***

29 мы уехали в Казань на железнодорожный вокзал. Пели песни, без этого никак. Двухэтажный поезд с комфортом (чтобы не было так больно прощаться с пережитым) повёз нас до Москвы. 30 июля, строго по времени, мы прибыли в Первопрестольную. Сказать о том, как мы прощались, не сказать ничего. Море объятий, море слёз... Мы не говорим «прощай», мы говорим «до скорых новых встреч».

 

 Автор статьи: Татьяна Мухина

 Фотографии: Жанна Шаповалова, Дарья Афонина.




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.