Группу летчиков, авиационных инженеров, техников и управление российской авиабазы ОДКБ «Кант», успешно выполнивших задачи на масштабных учениях «Центр-2015» и вернувшихся вчера домой, на родном аэродроме встречали с караваями и жареными гусями. Это новая традиция воинской части, она введена по инициативе командира полковника Александра Орлова.
- Выполнив с честью все задачи, показав свое летное мастерство и подтвердив квалификацию настоящих профессионалов, вы в очередной раз доказали всем способность защитить мирное небо России и наших союзников по ОДКБ, - отметил командир, приветствуя и выражая благодарность участникам маневров.
Кроме традиционных хлеба и соли, им преподнесли также еще и запеченных гусей в яблоках. Почему выбрали именно это угощение? Гусь – перелетная птица, которая, как и штурмовик Су-25, на больших высотах успешно выполняет перелеты на дальние расстояния и всегда возвращается в родные пенаты. С такими символами здесь теперь всегда будут встречать военнослужащих, выполнивших особо важные и ответственные задачи.
О том, что такие задачи были им поставлены на стратегических командно-штабных учениях «Центр-2015», рассказал заместитель командира базы по летной подготовке. На маневрах он был командиром авиационной группировки, которая была сформирована на аэродроме Тоцкое в Оренбургской области.
Во время активной фазы учений, 19 сентября, на авиационный полигон Донгузский, совершали полеты все эти штурмовики, а также летательные аппараты других видов авиации – всего около 250 воздушных судов. Они выполняли задачи на стратегическом центральноазиатском направлении. В результате максимального применения авиации между действиями групп порой было ни так много времени. Поэтому нужно было практически всем одновременно выполнить взлет, затем в заданное время выйти на цель, поразить ее, в кратчайшие сроки вернуться на свой аэродром и совершить посадку.
- Поработали очень интенсивно: летчики проявили лучшие свои качества, они точно вели стрельбу и бомбометание, также на оценку «отлично» выполнили задачи группы обеспечения полетов и инженерно-технический состав. Для всех это огромный опыт, - поделился подполковник Алексей Ларин.
Как и на учениях, на аэродроме Кант вернувшиеся домой экипажи Су-25 выполняли посадку один за другим. Здесь их ждал необычайно теплый прием. Кстати, о приготовленном для них деликатесе участники учений ничего не знали. Благодаря такому сюрпризу этой встрече они были рады вдвойне. А как были рады встречавшие их жены и дети, передать словами невозможно!
В честь знаменательного события состоялся даже небольшой парад - личный состав авиабазы проследовал на аэродроме торжественным маршем. Причем вместе с командованием части парад принимали и участники учений.
Легендарный Су-25
Самолет Су-25, получивший в войсках любовное прозвище "грач", выполнил свой первый полет более тридцати назад, но и сегодня остается одним из лучших в мире штурмовиков. А ведь когда он только задумывался, далеко не все верили в его счастливую звезду - в те времена считалось, что "самолет непосредственной поддержки войск" должен быть универсален, т.е. способен на равных вести воздушный бой с истребителями противника - "летать быстрее всех, дальше всех, выше всех". А Су-25 был рассчитан на боевое применение на малой высоте, дозвуковой скорости и на относительно небольших расстояниях от места базирования.
Но именно отказ от "универсальности" позволил обеспечить машине феноменальную живучесть, не раз спасавшую жизни летчиков в, казалось бы, безвыходных ситуациях. История Су-25 неразрывно связана с Афганистаном, куда сразу по завершении государственных испытаний была направлена специально сформированная 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья. Именно на афганской войне за штурмовиком закрепилось прозвище "грач». А благодаря современному авиационному, радиоэлектронному, навигационному и другому оборудованию возможности самолетов Су-25, которые называют также «летающими танками», значительно возросли. Сейчас они стали еще более грозным оружием.
С Божьей помощью
На полигоне было развернуто два полевых Храма во имя святого благоверного князя Александра Невского с куполом, крестом и колокольней из семи колоколов, изготовленных в Воронеже специально для учений. Во внутренней завесе Храма были размещены иконы, подсвечники, аналой со свечами, крест, евангелие и сосуд со святой водой. А также была развернута церковная библиотека с духовно-нравственной и военно-патриотической литературой.
Перед каждым полетом летчиков штурмовой авиации и инженерно-технический состав на учениях благословлял православный священник Евгений Циклаури – помощник командира авиабазы «Кант» по работе с верующими военнослужащими. Он совершал водосвятный молебен о благополучном полете, о здравии личного состава и укрепление морально-психологического и духовно-нравственного состояния верующих военнослужащих. Православные участники учений прикладывались к кресту и окроплялись святой водой. А еще они могли позвонить в колокола – рядом с полевым храмом была установлена колокольня.
Не осталось без внимания, и организация экскурсии. В исторический Храм XX в. в честь Архистратига Божьего Михаила личный состав отправился с большим интересом. По прибытию, военнослужащие не только ознакомились с историей Храма, но и смогли помолиться, поставив свечи о здравии своих семей и о благополучном завершении учений, как об этом поделились сами участники данного мероприятия.
Все это помогало покорителям небес укрепить дух, получить нужный настрой и сбросить лишнее напряжение.
По завершению учений 20 сентября для всего личного состава был организован военно-патриотический концерт с участием военного ансамбля 21 гвардейской отдельной Омско-Новобукской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени мотострелковой бригады под руководством Галины Коневой.
Виктор МУРЗОВ
Фото из архива руководителя епархиального отдела по Взаимодействию с Вооруженными силами