На выставке отражена малоизвестная история создания русским художником Василием Дмитриевичем Поленовым цикла картин «Из жизни Христа», который автор считал главным трудом своей жизни.
"Из Жизни Христа", большой цикл, 72 картины — и многие из них довольно крупные, — Поленов писал с 60-х годов прошлого столетия и почти до своих последних лет... Чтобы полностью посвятить себя этой работе, в 1894 году Василий Дмитриевич был вынужден покинуть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал с 1882 года и воспитал таких учеников, как И.Левитан, К.Коровин, А.Архипов, А.Головин, С.Иванов, С.Малютин, Л.Пастернак и др.
Полный цикл полотен-подлинников, подписанных изречениями из Евангелия, сейчас в России никому не известен. Он выставлялся давным-давно, ещё до революции: в 1909 и 1915 годах — в Петербурге, Москве и Твери. И вместе с Передвижной выставкой — в Орле, Харькове, Киеве, Екатеринославле и Казани.
Интерес к библейской теме у Василия Дмитриевича зародился ещё в юности. В семье Поленовых крепко жили традиции двух выдающихся представителей русского искусства — Брюллова с его прославленным "Последним днём Помпеи" и Александра Иванова, творца "Явления Христа народу", которое стало путеводным идеалом молодого Поленова. Но из-за ранней смерти Иванов не успел осуществить своего грандиозного замысла — написать целый цикл картин, изображающий всю земную жизнь Христа. Через многие годы эту идею воплотил В.Д.Поленов... В 1871 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и — одновременно — Академию Художеств, получив Большую золотую медаль за картину "Воскрешение дочери Иаира".
В 1881— 82 годах Поленов объехал Египет. Палестину, Сирию и Грецию. Сделал массу талантливых зарисовок палестинских пейзажей, портретных набросков и ландшафтных этюдов. Художника прежде всего интересовала обстановка земной жизни Христа, и он был убеждён, что на Востоке не только природа, но и "постройки и одежды простого люда были близки к теперешним", почти ничем не изменились со времён Иисуса Назарянина.
Возникли большие сложности с открытием первый выставки картин цикла в 1909 году.
Были назначены три цензора: военный, гражданский - от градоначальника и духовный. "Погибли мы теперь совсем... - волновался Василий Дмитриевич. - Если один цензор запретил мою "Грешницу", то что же сделают трое?.."
Военный цензор был благосклонен - "Жизнь Христа" не являлась военной угрозой. А гражданский стал придираться: "Помилуйте, да разве это Христос?.. А это кто? Ученики его? Хороши, нечего сказать!.."
Но всё решил третий цензор - маленький архимандрит, учёный-богослов. Он защитил поленовского Христа, объяснил гражданскому цензору, что художник стремился воплотить в этом образе два начала: Божеское и человеческое. И совсем убедил строптивого цензора таким доводом: Поленов мог надеть на голову Христа, как Человека того времени, колпак - исторически верный головной убор. Правда, этого недостаточно для церковно-религиозного образа, но как историческая картина - не оскорбляет чувств верующего...
И гражданский цензор подписал, наконец, разрешение на открытие выставки.
* * *
Художник Василий Поленов больше всего известен как пейзажист, автор таких картин, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Поленов был очень разносторонним человеком. До поступления в Академию художеств он участвовал в сражениях на сербско-турецком фронте, получил крест и медаль «За храбрость», занимался театральными постановками, попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика, композитора, учился на юриста. Однако главным делом своей жизни он считал цикл картин «Из жизни Христа». Поленов писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Чтобы добиться максимальной достоверности Поленов предпринимает две поездки в Палестину, где делает большое количество зарисовок с натуры, изучает палестинский пейзаж, костюмы, архитектуру. Над созданием картин «Из жизни Христа» художник работает с 1899 по 1908 г. В 1909 на выставке в Петербурге были показаны 58 картин из этого цикла, а затем 64 картины выставлялись в Москве и других городах. Для того, чтобы картины несли воспитательное воздействие, Поленов составил к картинам свод евангельских текстов с собственными примечаниями. Выставленные картины имели большой успех и получили огромный общественный резонанс. Было решено отправить все картины «Из жизни Христа» на выставку в Америку. Но бюрократические проволочки задержали отправку и в результате картины не попали на корабль, на котором они должны были плыть в Америку. Этот корабль назывался «Титаник». После этого Поленов долго не решался выставлять свои картины за рубежом. Но после революции, когда картины на евангельские сюжеты не стали востребованы в России, в 1924 году часть полотен «Из жизни Христа» были вывезены в Америку. Сейчас местонахождение большинства из этих картин неизвестно. Сохранились только альбом цветных репродукций, составленный Поленовым и черно-белый каталог выставки 1909 г. да еще в Чехии в 1914г. был выпущен альбом с репродукциями цикла (используя который о.Александр Мень иллюстрировал свое первое издание "Сына человеческого").
Оставшиеся в России картины серии "Жизнь Христа" разошлись по разным музеям и частным лицам.
Одна московская православная газета в большой статье, посвященной Поленовской серии «Жизнь Христа», признала замечательным тот факт, что художник выбрал из Евангелия преимущественно бытовые сюжеты. Потому что, по мнению автора статьи, Божественные начала Иисуса Христа не для мирского художника, этим занимаются иконописцы. Но заслуга Поленова в том, что он так называемую бытовую жизнь Христа возвеличил до Божественной.
* * *
Поленов Василий Дмитриевич родился в дворянской семье в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года. Учился он в петрозаводской гимназии, а, закончив курс обучения, стал учеником уже в Императорской Академии Художеств, там он познавал азы мастерства у Павла Петровича Чистякова.
Как автор картины "Иов и его друзья" в 1869 году Поленов стал обладателем малой золотой медали, а спустя два года получил большую золотую медаль за свою конкурсную работу "Христос воскрешает дочь Иаира". Приблизительно в то же время - в 1872 году - Василий Дмитриевич оканчивает юридический факультет в Петербургском университете. Отправившись за рубеж, как пенсионер академии, Поленов посещает красивейшие города: Венецию, Флоренцию и Неаполь, Мюнхен и Вену, Париж. Именно в Париже знаменитый художник создал свое полотно "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила ему звание академика, он получил это звание в 1876 году. Тогда же он вернулся в Россию и спустя некоторое время был отправлен на русско-турецкую войну. На протяжении этой войны Поленов был при главной квартире наследника-цесаревича, которого позже узнают, как императора Александра III, и являлся официальным его художником. После того, как война была закончена, Василий Дмитриевич возвратился в Москву. С 1879 года Поленов являлся активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. Он путешествовал по Палестине, Египту и Сирии, посетил Константинополь. В 1870-х годах вел работу в сфере театрально-декорационной живописи. С 1882 по 1895 был преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1910-1918 годы прошли для Поленова в активной просветительской деятельности, он принимал участие в организации народного театра.
Умер художник в селе Борок Тульской области, которое сейчас названо Поленово, 18 июля 1927 года.