Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения.
Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V века в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели.
Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!
Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста, воздержание от пищи, от особых развлечений, изменение стиля нашей жизни. Потому что для того, чтобы человек был способен простить и раскаяться в своих грехах, он должен изменить внутренний настрой своей души, ибо всё, что нас окружает, всё, что на нас воздействует, никак не формирует в нас чувства раскаяния. Напротив, оно мобилизует нас на борьбу, на достижение поставленных целей, нередко на борьбу с другими людьми.
И как часто этой борьбе мы отдаем все свои силы! Как часто мы не можем заснуть именно потому, что мы выстраиваем некую тактику или стратегию борьбы с другими людьми. И нам кажется, что победа над ближним откроет перед нами перспективу счастливой жизни — будь то повышение по работе, успехи в бизнесе или просто расширение своего влияния, иногда в мизерных масштабах, в масштабах семьи, а иногда и в очень больших масштабах, если речь о людях, облеченных властью.
Поэтому без некоего внутреннего переворота или, как говорят современные люди, без переформатирования своего внутреннего состояния невозможно принести покаяние. Нужно ум свой переключить, сменить программу и понять, что самое главное в нашей жизни, самое великое воздаяние мы получим именно за то прощение, которое мы способны дать людям и которые мы способны у них испросить.
Но ведь это возможно только в том случае, если мы будем видеть свои слабости, свои грехи, свою неправду. Однако, наверное, это едва ли не самое трудное — увидеть все это, и не просто увидеть как бы со стороны, а осознать, что это наш грех, без искоренения которого не будет нашего духовного возрастания.
Прощеное воскресенье в традиции нашего народа связывается с богослужением и посещением тех людей, с которыми мы находимся в ссоре. Как я уже сказал, нередко это символический момент в духовной жизни человека, потому что еще многое предстоит сделать, чтобы подлинное раскаяние посетило душу. Тем не менее, без этого акта прощения невозможно вступить в Великий пост. Поэтому постарайтесь сегодня испросить прощения здесь, в этом храме, если к кому-то вы отнеслись несправедливо, или по отношению к тем людям, которых сегодня с нами нет. Если есть возможность навестить их или просто позвонить, или отправить сообщение, сделайте это, не поленитесь. Иногда очень трудно, как нам кажется, совершить этот шаг навстречу обидчику, но именно этот шаг открывает нам путь к покаянию.
Пусть Господь благословит все наши добрые намерения: достойно провести Великий пост, воздерживаться от скоромной пищи, изменить стиль нашей жизни, чаще посещать храм, причащаться Святых Христовых Таин. Но самое главное — работать над собой. Семь недель трудов на самой благодатной духовной почве, на почве преодоления наших недостатков — без этого не может быть духовного развития человека...
Давайте представим себе, если бы покаяние стало доминантой в человеческих отношениях, разве происходили бы гражданские конфликты? Разве были бы эти страшные столкновения политических сил? Разве имели бы место преступления в области экономики? Разве наполнялось бы ложью информационное пространство? Разве воевали бы народы? Как же можно воевать, если ты простил и просишь прощения? Как же можно обманывать, если ты простил и просишь прощения? Прощение и покаяние — та сила, которая способна изменить нашу жизнь к лучшему. И дай Бог, чтобы Великий пост всему этому послужил.
После прочтения молитвы на начало Великого поста Святейший Патриарх Кирилл вновь обратился к присутствующим:
Сердечно у всех вас испрашиваю прощения за то, что, может быть, я не успел сделать или не смог сделать, может быть, кого-то не услышал, кому-то не ответил, кого-то, может быть, соблазнил словами или делами своими. У всех вас искренне прошу прощения. Благословите и простите меня, грешного, отцы, братья и сестры.