Геновефа, или Женевьева, жила в те дни в Париже. Во времена Симеона, в V веке, город именовался Лютеция и весь помещался на острове Сите, где теперь стоит собор Богоматери – Нотр-Дам де Пари. Женевьева хранила девство по обету, усердно молилась Богу и делала все доброе, что могла. Ее молитвой город спасался от варваров и от болезней. Благодаря ей, а также святой Клотильде Хлодвиг, король франков, стал христианином. Аббатство Сен-Дени возникло ее ходатайством на месте смерти святого Дионисия Парижского. Вообще город не был бы тем, что он есть (имея в виду его культурное значение и набожность прежних эпох), если бы не Женевьева. И вот о ней, о своей современнице, духом знал стоящий на столпе сирийский подвижник. Ей передавал поклон и у нее просил молитв. Не знаю, как вы, а я потрясен.
О святой Женевьеве, своей современнице, духом знал стоящий на столпе сирийский подвижник. А что знаем мы?
«Почему русские не молятся мне в моем городе?» – сказала Женевьева в видении одной русской эмигрантке. Та сильно страдала головными болями и отчаялась вылечиться. Через некоторое время после видения она «случайно» попала в грот святой Женевьевы неподалеку от местечка Сент-Женевьев-де-Буа. Этот пригород Парижа, чье название означает «Святая Женевьева в лесах», был отмечен одним из чудес, связанных со святой. В XX веке городок стал местом допивания земной чаши и упокоения для множества русских эмигрантов. Головные боли женщины, которой было видение, прошли. Но дело, думаю, не в исцелении одного человека. Дело в ином. «Почему русские не молятся мне в моем городе?»
Русские в Париже – не новость. Кони атамана Платова высекали искры из парижской мостовой в начале XIX века, когда был бит Наполеон. И в отличие от Москвы, которая в руках французов сгорела, Париж не только не сгорел, но даже не слышал звона разбитых стекол. Потом, пройдя череду революций и бунтов, став всемирной столицей моды (а также роскоши, и разврата, и современного искусства, и еще всякой всячины), Париж принимал к себе в гости ежегодно множество праздных русских толстосумов. Те сорили деньгами, а парижское чрево, подробно описанное Золя, с удовольствием переваривало эти дармовые деньги, брошенные в обмен на удовольствия. Не к Женевьеве, ох, совсем не к Женевьеве ехали они. Маршруты обычно пролегали где-то возле Монмартра, поближе к «Мулен Руж» и т.п. И уже тогда святая могла бы спросить: «А почему эти русские не молятся мне в моем городе?»

Удивляясь святости Женевьевы и склоняя перед нею голову, вопрос, ею заданный, хочется расширить. Почему русские вообще не молятся или молятся меньше, чем бы хотелось, находясь близ общих для всех христиан святынь? Милан, к примеру. Это царство красивых тряпок, город, знающий русского туриста как любителя потусоваться и накупить одежды! Ну ладно, еще в «Ла Скала» сходить отметиться. А ведь это город святого Амвросия. Амвросий каждую минуту может явиться любому из туристов, едущих в Милан на распродажу, и спросить: «Почему вы не молитесь мне в моем городе?» Амвросий сопоставим в величии сосвятителем Николаем из Мир Ликийских. И у Николая отбоя от наших молитвенников нет, а в иных местах не так. И это несправедливо. Кстати, правды ради нужно сказать, что есть места, где только одни русские и молятся. Это касается известных святынь в Болгарии, Греции, Черногории… Там на службах иногда можно увидеть 100 русских туристов и только двух местных жителей. Есть и такое. Но множество святых мест остается у нас в невольном пренебрежении по причине незнания.
Открыть для себя Европу I тысячелетия! Святитель Иоанн Шанхайский об этом говорил – и отыскивал древние жития и забытые могилы
Открыть для себя Европу I тысячелетия, эту «страну святых чудес», как говорил А. Хомяков, – это ли не открытие, равное Колумбову! Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) об этом говорил. Отыскивал древние жития и забытые могилы и говорил. Говорил, что Патрик Ирландский и Люция из Сиракуз такие же наши святые, как Антоний Великий и Николай Чудотворец. И мученица Евлалия из Барселоны так же дорога должна быть православным, как и святая Варвара. И если уж едешь в Испанию, то удосужься побывать у гроба святого Якова, брата Иоанна Богослова. А что Симеон Столпник стоит перед Богом недалеко от Женевьевы Парижской, это, надеюсь, мы уже усвоили.
И перед нами путь! Сначала книжный, когда предстоит найти, прочесть, умилиться. Затем молитвенный, не сходя с места. К примеру, я познакомился с житием Ансгария Бременского. Этого святого у нас в святцах нет, а между тем он по духу – апостол Севера Европы. И жил в IX веке, то есть до трагических событий XI века. И вот уже добавляется новое имя в месяцеслов, принося с собой нечто большее, чем просто знание. И если когда-то случится поехать в Бремен (там лежит тело Ансгария), поверьте, я не буду скучать. Я уже знаю, куда пойду. И вы знайте, куда пойдете. Заранее знайте или узнавайте на месте.
Чтобы по всей Европе, некогда просвещенной Крещением, чудесами и подвигами, по всей когда-то святой Европе, отвернувшейся ныне от своего бесценного наследства, вставали из забытых могил древние святые со словами, обращенными к русским паломникам и туристам: «Молитесь мне в моем городе. Больше, кажется, просить некого!»