Почему не стоит бояться конца мира, или Что на самом деле приближает нас к погибели

15 февраля 2017

258307.p

Православие.Ru

Священник Роман Савчук

В главе 24 Евангелия от Матфея приводится речь Господа о внешних обстоятельствах кончины мира и Его славного второго пришествия. Кроме достаточно известных апокалипсических картин войн и нестроений есть в этой речи некоторые детали, на которые очень редко обращают внимание. И может быть, совсем не случайно.

Обратимся к евангельскому тексту. В ответ на вопрос учеников о признаках кончины мира Спаситель предупреждает их об опасности лжепророков, социальных и экологических катаклизмах: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24: 4–7). Именно эти евангельские свидетельства зачастую лежат в основании обыденных представлений о последних судьбах мира. Однако их смысл весьма искажен. Голливудская киноиндустрия, сектантские организации различного толка и прочие адепты идеологии общества потребления достаточно активно воспитывают в массовом сознании прежде всего страх перед будущим, спекулируя на теме конца мира. И эта спекуляция отнюдь не безобидная игра на нервах людей. Цель более тонкая – отвлечь от главного.

Если мы внимательно посмотрим на евангельский текст, то увидим, что акценты в нем иные. Христос отнюдь не желает посеять в учениках страх. Наоборот, Он говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова Спасителя, говорит, что истинные ученики Господа «будут выше несчастий»: никакие внешние нестроения не смогут поколебать их ревности к вере и добродетельной жизни. Об этом, по мнению святителя, свидетельствует также и указание Христа на то, что и в условиях глобальных потрясений «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24: 14). То есть, чтобы ученики не впали в уныние и не сказали: «Как же мы будем жить?», Господь как бы говорит: «Будете и жить, и учить повсюду»[1]!

Это первый важный акцент, противоположный популярной версии кончины мира. И православный христианин должен его хорошо осознавать: для человека, который доверяет Богу, который стремится жить с Богом, недопустимо поддаваться какому-либо запугиванию перед будущим, панике, страху – это признак гордой самонадеянности, а не добродетельной обеспокоенности по поводу собственного спасения.

Второй акцент евангельского восприятия последних судеб мира не менее важен. К сожалению, зачастую он также понимается в искаженном виде. Речь идет об «охлаждении любви». Господь говорит, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Обычно это указание стараются представить как некий социальный коллапс через распространение повальной нетерпимости в обществе: люди, мол, превратятся в зверей и начнут друг друга уничтожать. Следствием такого убеждения, далеко не всегда высказанного явно, является поиск модели социального благоденствия, предотвращения конфликтов в обществе любой ценой. То есть на подсознательном уровне люди боятся «острых углов», боятся отстаивать традиционные ценности, поскольку это может вносить в общество напряжение, конфликты и проч. Таким образом, современные западные модели толерантности ко греху, по всей видимости, имеют глубинные ментальные основания в страхе перед кончиной мира, в мифе, основанном на неправильном понимании Евангелия, который сегодня продолжает активно поддерживаться, но уже с помощью более тонких технологий.

Как же нужно понимать слова Христа об «охлаждении любви»? Один из древних толкователей говорит, что здесь речь идет, прежде всего, об охлаждении любви к Истине: «Слова этого множества учителей (то есть лжепророков. – о. Р.С.) противоположного истине учения принесут такой вред, что даже горячую любовь к истине, которая прежде состояла в простоте веры, заставят охладеть из-за своей оценки восприятия Божественных таинств»[2]. И действительно, Спаситель «охлаждение любви» прямо связывает с «умножением беззакония», то есть с искажением Истины, вследствие чего, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «ученики и от любви не будут получать утешения»[3]!

Апокалипсическое «охлаждение любви» – это не возрастание ненависти, а извращение истинного понимания любви

Таким образом, апокалипсическое «охлаждение любви» – это не просто изменение взаимоотношений между людьми, не возрастание ненависти, а нечто иное. Это, прежде всего, извращение истинного понимания любви! Лжепророки последнего времени (общественные и религиозные лидеры) будут превратно истолковывать высшую добродетель, так что последователи Христа не смогут радоваться подобной «любви». Вполне возможно, что речь идет о таком понимании любви, которое действительно ведет к уменьшению социального напряжения, к построению гармоничного общества без «острых углов», без конфликтов жизненных позиций. Однако это не любовь как Божественный дар, а скорее взаимовыгодная сделка ради комфорта: каждый должен отказаться от твердых убеждений о должном, благочестивом, истинном и признать относительность всех ценностей ради социального мира и благоденствия. Именно это падение форпоста любви, его извращение до такой степени, что во имя этой добродетели будут твориться беззакония, является ясным признаком того, что человечество ступило на путь, ведущий к погибели. Ведь если относительно войн и катаклизмов Господь говорит: «Это еще не конец» (Мф. 24: 6), то речь об искажении Истины лжепророками, об охлаждении любви и проповеди Евангелия для свидетельства всему миру Спаситель заключает: «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Как видим, святоотеческое понимание пророчеств Спасителя о последних судьбах мира в сущности своей противоположно тому мифу об Апокалипсисе, который активно пропагандируется в массовом сознании. Если последний имеет своей целью создать в воображении людей ужасающие картины бедствий и социальных нестроений, порождающих страх, то евангельские описания, наоборот, ободряют верующих, подвигают их к мужеству и стойкости не оставлять Истины – и Господь спасет верных Ему. Если в популярной идеологии целенаправленно акцент делается на социальных конфликтах с тем, чтобы люди подсознательно склонялись к поиску разрешения этих конфликтов любой ценой, – то в Евангелии ясно звучит предупреждение об опасности «прохладной любви», любви, лишенной верности Истины в обмен на социальный комфорт, – именно такая интеллигентная «любовь» ведет мир к погибели. Вот чего действительно нужно бояться – извратить любовь и из высшей добродетели превратить ее в служительницу комфорта.




Поделиться в соцсетях:


Последние статьи:

Thumb 60072
Инок из Кыргызстана. Герой Советского Союза.

Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…»

Беседовал Владимир Нордвик Источник: Российская Газета

Thumb         27609339
ДЕРЕВЕНСКИЙ ЕПИСКОП

Епископ Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него – все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.

Анастасия Рахлина

Thumb 85bebcef16e61912b68c9d0ca2894e00 1024
Жить – не как мне удобно, а как Богу угодно

ЗВАНИЕ АРХИЕРЕЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЧАСТУЮ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВАЖНЫМ, НЕПРИСТУПНЫМ И СТРОГИМ ЛИЦОМ В СВЯЩЕННОМ САНЕ. НО ЦЕРКОВЬ НАША – ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ, И ЕЕ АРХИЕРЕИ – НЕ ОТОРВАННЫЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКИ, НЕ КАРАЮЩИЕ БЛЮСТИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, А ЛЮБЯЩИЕ И ЗАБОТЛИВЫЕ ПАСТЫРИ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И СКОРБИ СВОЕЙ ПАСТВЫ. О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ В ОТДАЛЕННЫХ УГОЛКАХ НАШЕЙ СТРАНЫ, ПРОБЛЕМАХ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОСТИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ЕПИСКОПОМ САВВАТИЕМ.

Елена Варова. Журнал "Славянка"



Смотрите также:



На главную страницу   Другие православные статьи





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.