Как делиться пасхальной радостью с ближними (+ВИДЕО)

07 апреля 2018

235308.p

Православие.Ru
Игумен Нектарий (Морозов)

Праздник Воскресения Христова – самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», – призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

 

Светом и теплом

Радостью, действительно, всегда необходимо делиться, ведь если мы призваны делиться какими-то вещами, представляющими для нас насущную необходимость в материальном плане, то тем более нужно разделять c ближними то, что гораздо важнее, – духовную радость, которую мы испытываем. Хотя сделаю оговорку: безусловно, можно поделиться только тем, что сам имеешь. Поэтому для того, чтобы мы действительно могли своим близким что-то полезное отдать для утешения их сердец, радость о Христе Воскресшем должна наполнять наше собственное сердце – хотя бы в какой-то мере.

И очень многое здесь зависит от пути, который проходит человек в течение Великого поста, готовясь встретить Пасху. Если мы всего лишь воздерживаемся от пищи, посещаем богослужения и чуть больше молимся, чуть более трезвенно и напряженно живем, но при этом у нас нет глубокого внутреннего переживания всего того, что Пасхе предшествует, нет переживания своих собственных несовершенств, грехов, немощей, нет понимания того, что Пасха – это не просто воспоминание о когда-то бывшем торжестве жизни над смертью, а это торжество, в котором участвует каждый из нас, потому что, победив смерть, Христос для каждого вновь открыл путь в вечное Небесное Царствие, – то испытать настоящую пасхальную радость бывает сложно. Если же для человека Великий пост стал очередным этапом его духовного развития, то, безусловно, он и пасхальный период будет проживать не просто как время отдохновения от поста, но и как время торжества победы света над тьмой, жизни над смертью и праведности над грехом. Когда это воспринимается и переживается духовно, тогда и хочется делиться этим духовным ликованием. И тогда, даже если люди, с которыми мы в праздник встречаемся и делим трапезу, не очень церковные, может быть даже почти неверующие, то, наверное, мы все-таки сможем хотя бы в какой-то степени с ними поделиться и светом, и теплом, и радостью, наполняющими наше сердце. И в то же время сможем сохраниться от какого-то чрезмерного рассеяния и развлечения, которым может сопровождаться застолье и которое может разрушить в нас то малое, что за время поста созидалось.

В чем это разделение радости с окружающими может выражаться? А как раз вот это наше внутреннее содержание и будет нам подсказывать, как должно строиться наше общение с близкими. Аналогия очень простая: мы все прекрасно знаем, насколько трудно бывает с людьми, внутренне опустошенными или удрученными какой-то горечью и сожалением по поводу того, как проходит их жизнь, и насколько, наоборот, легко и радостно – с теми людьми, которых наполняет свет и тепло. И если мы сами к Светлой седмице становимся такими, то у нас не возникнет вопроса, как делиться своим состоянием, как его проявить, как показать. Это из нас будет изливаться.

Стоит ли при этом заводить разговор с ближними о самом празднике Пасхи? Слово – все-таки инструмент, и, как любым другим инструментом, им нужно пользоваться только по назначению. Ведь мы же не будем пытаться приготовить пищу посредством молотка, а гвоздь забивать кухонным комбайном. Так и слово не должно использовать необдуманно. И если мы хотим с людьми говорить о Христе, о вере, то, безусловно, и время, и обстоятельства такого разговора, и те конкретные слова, в которые мы облекаем свою мысль, нужно выбирать. Сказав слово о Христе тому, кто к нему не готов, мы тем самым обесцениваем его.

 

Пойти к тем, кто понимает?

Правильно ли будет в случае, если, например, твои близкие не желают каким-то образом отмечать Пасху, провести этот день не в семье, а в среде воцерковленных людей – может быть, с прихожанами твоего храма? Тут нет единого рецепта на все ситуации. Бросать семью и как-то от нее отделяться, тем более по религиозному признаку, мне кажется, не стоит. Потому что если один в семье ходит в храм, а другой или двое-трое не ходят, они, как правило, чувствуют, что верующий член семьи от них отделился и живет какой-то своей жизнью, – и усугублять это ощущение, конечно, ни в коем случае не надо. Наоборот, нужно стараться возникшее разделение постоянно сокращать и врачевать. Если мы можем дать что-то духовное, мы дадим. Если нет, то почему же мы должны лишать близких участия в некоей материальной радости? Да, они сейчас не способны понять, Кто такой Христос и что такое Воскресение Христово, но накрытый стол и улыбающееся лицо близкого человека они способны понять. И я думаю, что этим вполне можно с ними делиться. И нужно, самое главное.

Уходить от родных в церковный праздник, потому что они невоцерковлены, – это бегство

К тем, кто тебя понимает – в храм, к верующим, – ты и так уходишь на богослужения или для того, чтобы принять какое-то участие в жизни прихода, и стремление проводить вне дома еще и праздники мне кажется неким бегством – совершенно неверным. В конце концов, семья – это зона твоей ответственности. Ты за этих людей отвечаешь, потому что ты уже пришел к Богу и ты хотя бы в этом плане их старше. Ну, так тогда отвечай за это и будь с ними.

 

Время добрых дел

 

 

Совершенно естественно в пасхальные дни делиться радостью – и материальной, и, если получится, духовной – с теми людьми, которые чего-то существенного в жизни лишены и нуждаются во внимании и участии. Но их гораздо больше, чем мы можем охватить. Поэтому адресатами благотворительных акций нашего, например, Петропавловского храма, где я настоятельствую, являются те социальные учреждения, с которыми уже сложились какие-то взаимоотношения, или те, которые находятся в зоне нашей видимости.

Большое подспорье в этом – помощь, которую оказывает нам известный в Саратове торговый дом «Жульен»: на протяжении уже целого ряда лет перед Пасхой он жертвует достаточно большое количество куличей собственного производства. И благодаря этому мы имеем возможность их передавать в несколько саратовских больниц, включая детское отделение клиники гематологии, психиатрическую клинику на Алтынной горе, Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий. Для нас эта возможность на самом деле очень радостна.

Поздравление с праздником не должно сводиться к раздаче куличей

Но просто проводить некую раздачу куличей и подарков недостаточно, и поэтому, когда возможно, мы отправляем к своим подопечным специальную миссионерскую группу – это и волонтеры, и певчие, – чтобы они рассказали о празднике и порадовали слух и сердца тех, к кому они приходят. Это как раз некий самый элементарный способ поделиться пасхальной радостью. Что конкретно придумать для пасхального поздравления, зависит, как правило, от способностей тех, кто это делает. В одном храме готовят какие-то театральные постановки, в другом – концертную программу, в третьем – поделки своими руками.

Если на приходе по той или иной причине не проводятся такие акции, а у кого-то из прихожан есть желание и конкретные идеи, то, безусловно, можно поговорить с настоятелем и с такой инициативой выступить. Ведь священник бывает настолько погружен в повседневные заботы и нужды прихода, бремя которых ему к тому же не с кем порой разделить, что многие хорошие идеи и желания, приходящие ему в голову, остаются нереализованными – просто не с кем, опять же, их претворять в жизнь. Если же появляются люди, готовые что-то делать, то появляются и сами идеи, и силы на их воплощение.

Безусловно, круг таких людей надо формировать, ими надо заниматься, но может быть и так, что настоятель храма обращается к прихожанам, а ни у кого из них нет желания помочь. Или же наоборот: люди откликаются, а когда доходит до дела, то решать все поставленные задачи священнику приходится в одиночестве.

К сожалению, на сегодняшний день вся наша подобная благотворительная деятельность носит еще очень несовершенный характер. Если бы у нас была та необходимая материальная и, скажем так, организационно-техническая база, которая, например, есть у Католической церкви, мы могли бы разрабатывать целые программы и воплощать их систематически. Но наши возможности достаточно скромны, и мы можем действовать только в меру этих возможностей. Если бы таких людей, как руководство «Жульена», было в Саратове не какое-то ограниченное количество, а десятки и сотни, то, безусловно, мы могли бы охватить гораздо большее количество и пожилых, и детей, и больных. Ведь состоятельных людей в Саратове достаточно много, но вот имеющих готовность принимать в чем-либо участие – очень и очень мало, к сожалению. Опыт показывает, что из ста человек, к которым обращаются за помощью наши волонтеры, откликаются один-два. И это, наверное, одна из самых главных бед Саратова. Прочие наши беды – дороги, какая-то бытовая неустроенность – меркнут по сравнению с этим равнодушием.

Тех же, кто помочь действительно хочет, даже не приходится обзванивать. Люди предлагают помощь по собственному желанию, и не только перед Пасхой, но и накануне других праздников.

Каждый человек может стать волонтером сам – позаботиться о тех, кто живет по соседству

На самом деле каждый человек может стать волонтером самостоятельно. Если ты видишь, например, живущих по соседству с тобой одинокую бабушку или дедушку или того, у кого в силу других обстоятельств мало радостей в жизни, то прийти к ним и поздравить с Пасхой – это очень хорошо. Да, кто-то будет рад и благодарен, кто-то не откроет дверь, кто-то, возможно, в тебя даже куличом запустит – невозможно этого предсказать. Если запустят куличом, то, наверное, второй раз идти в эту квартиру не надо, но пробовать постучаться, безусловно, и можно, и нужно. И не стоит забывать, что если ты идешь делиться радостью, а к тебе отнеслись с подозрением или не приняли твою попытку, то не нужно эту радость самому сразу же утрачивать. И ни в коем случае нельзя допускать какого-то конфликта, чтобы это доброе дело не превратилось в худое.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

Православие.Ru




Поделиться в соцсетях:


Последние статьи:

Thumb 295584.p
Научись любить

Говори своему ближнему: «Благодарю тебя за всё, что ты сделал для меня. За то, что ты существуешь. За то, что мучаешь меня. Ты помогаешь мне учиться прощать».

Архимандрит Андрей (Конанос)

Thumb 294712.p
«Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода»

Мы подчас мастерим себе «крест» из родной семьи: «постим» мужа, «смиряем» жену, «сбиваем спесь» с детей, с головой уходим в «духовность»… – а потом обвиняем в распаде брака христианство. Так как не употребить во зло инструменты духовной жизни?

Thumb 294963.p
Сколько бы ты хотел жить?

Никакой срок земной жизни не воспринимается нами как достаточный. Даже 1000-летний. Потому что человек создан для вечности и насытиться никаким отрезком времени не может. И вот еще вопрос: чем бы мы наполнили эти 1000 лет, как бы прожили их

Священник Валерий Духанин

Thumb 295626.p
Будущим старикам: возможно ли утешение на пенсии?

О нашей старости у Бога есть особый замысел. Это время многих утрат, но и многих приобретений.

Священник Валерий Духанин



Смотрите также:



На главную страницу   Другие православные статьи