Спрашивает: Ольга
Вопрос:
Вопрос задан:
28 февраля 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Дорогая Ольга! Поясню более подробно свою позицию: почему я с тревогой отношусь к деятельности о. Владимира Головина. Тот вариант молитв по соглашению, что он предлагает, вступает в противоречие с Преданием Церкви. Во-первых, сомнительность интерпретации о. Владимиром слов Христа: «Где двое, или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20), приводимых им для обоснования молитвы по соглашению, хорошо выявил священник Георгий Осипов http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/o-«molitve-po-soglasheniyu». Во-вторых, молитва по соглашению не является «изначальной, древней практикой Церкви», как утверждает о. Владимир. Это – очевидный новодел. Нигде в истории древней Церкви мы не найдем ничего подобного тому, что сейчас совершается в Болгаре: молится по часовым поясам одновременно с Болгаром! Духовный центр Русской Православной Церкви, таким образом, смещается в Болгар, ибо все молящиеся должны подстраиваться по времени к молитве, совершаемой там! Обратите внимание на то, что даже Пасхальная заутреня, в разных часовых поясах служится только по местному времени. А здесь: нужно вставать на молитву, и в два часа ночи, и в пять, лишь бы соответствовать Болгару. Таким образом, негласно, молитве по соглашению приписывается именно магическое действие: не нравственная чистота молящихся, которых, по словам Христа, может быть всего лишь «двое, или трое» влияет на результат, а их количество, и соотнесение молитвы с г. Болгаром! В-третьих, прошения, предлагаемые в этих молитвах, размещенные на сайте о. Владимира – большей частью о земном. В них не отображается тот вектор христианской жизни, что указан Спасителем: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6;31 - 33). В-четвертых, о. Владимиром практикуется «молитва с усилением», о чем нетрудно найти сведения на его сайте. Иными словам, подход здесь такой: если Ты, Господи, не захочешь услышать один вид молитвы, мы его - усилим! Все равно - исполнишь! Принципом же правильной, Богоугодной молитвы является не назойливое требование у Бога просимого, но: «да будет воля Твоя». Откуда мы можем знать, что просим себе полезного, тем более, с такой настойчивостью? Бог может исполнить и такую молитву, но будет ли это согласно с тем что Он хотел? И последствия такого исполнения, для самого молящегося могут быть весьма печальны. Стоит вспомнить для примера, знаменитый сон Рылеевой, матери казнённого декабриста Кондратия Рылеева https://azbyka.ru/o-snovideniyax-kak-xristianin-dolzhen-otnositsya-k-snovideniyam#n9.
Вы пишете: что плохого в том, что через о. Владимира люди познают Господа и начинают молиться? О сомнительности молитвенной практики, предлагаемой о. Владимиром, я уже упомянул. А вот о «познании Господа» стоит сказать подробнее. К сожалению, при анализе проповедей и бесед о. Владимира, специалисты, такие как, например, известный сектовед Александр Дворкин, находят в них не просто ошибки, которые могут быть у каждого священника, а вещи совершенно недопустимые, особенно для человека, к словам которого прислушиваются многие. Вот почитайте, пожалуйста расшифровку и анализ одной из лекций о. Владимира http://www.pravoslavie.ru/110552.html. Искажения, (мягко выражаясь), допускаемые о. Владимиром, можно разделить на нравственные и догматические. Примерами нарушений в области христианской этики являются следующие: о. Владимир, не стесняется выносить на публику подробности своей интимной жизни. http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/obshhee/kommerchesko-religioznyij-proekt-svyashhennika-vladimira-golovina.html Тема личной, тем более интимной жизни пастыря – это табу, её недопустимо, в любой форме, выносить на люди. Затем, в одной из своих лекций, он публично обсуждает с молодёжью… прости меня Господи!...о том, как Иисус Христос справлял естественную нужду! И это делается им под хихиканье зала! http://www.pravoslavie.ru/110552.html. Это уже серьезнейшее кощунство: повторение греха библейского Хама. Разница лишь в том, что Хам открыл наготу земного отца, а о. Владимир – Сына Божия! В связи с этим, у меня складывается впечатление, что о. Владимир, неосознанно, или сознательно, «ломает» критическое мышление в своих слушателях: сначала они безропотно «проглотили» одно его безнравственное заявление (как – же: ведь это батюшка сказал!), потом – другое, и, наконец, могут теперь «глотать» всё без разбора. В плане догматическом, Александр Леонидович Дворкин обнаружил в высказываниях о. Владимира целый букет ересей, осужденных Вселенскими соборами! Вывод из всего вышесказанного такой: мне трудно представить, чтобы человек пришел к Богу таким путём. Вот почему, тот же прот. Александр Новопашин, и другие священники, осмелившиеся открыто критиковать о. Владимира Головина, подверглись ругани, часто нецензурной, со стороны его духовных чад. Интересно здесь то, что человек, действительно пришедший к Богу, так себя вести не может. Об этом писал ещё апостол Иоанн Богослов: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4,12), и ещё: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4,20).
В заключении, дорогая Ольга, отвечая на Ваше возражение, что, мол, протоиерей Владимир Головин никогда не говорил о том, что через молитву по соглашению можно получить ВСЁ ПРОСИМОЕ, хочу предложить Вам посмотреть его видеоролик о молитве по соглашению, с его официального сайта. Там о. Владимир, в самом начале, конкретно об этом говорит http://vladimir-golovin.ru/molitva.html Кроме того, посмотрите некоторые выдержки из видеобесед о. Владимира, подтверждающие те претензии о. Александра Новопашина, что он выдвинул в своем докладе: «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина». http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/telekanal.html