Как правильно понимать слова Евангелия: «А молясь, не говорите лишнего» (Мф.6:7)

Категория вопроса: Священное Писание и толкования

Спрашивает: Валерий

Вопрос:

Здравствуйте Батюшка! Вопрос у меня такой: Как правильно соотнести между собой молитвенные правила согласно Православного молитвослова с главой 6:7 Евангелия от Матфея. Ибо Молитовслос одной стороны подразумевает Утреннее и вечернее молитвенное правило, которые включают в себя множество молитв. Чтение всех их занимает минут 20 и их больше десятка, и по идее Мирянин их должен читать, хотя бы большую часть. С другой же стороны читая Священное писание вижу следующее: "7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.". - То есть в Святом писании фактически прямым текстом указывается что молитва не должна быть многословной, фактически указывается одна конкретная и по сути и смыслу своему всеобъемлющая молитва "Отче наш", - которая коротко раскрывает все тезисы и принципы Христианской жизни. Аналогичные положения написаны и в других Евангелиях, в которых аналогично указывается что молитва многословной быть не должна, так как написано "Ибо Отец Ваш знает в чем вы имеете нужду, прежде Вашего прошения". Поэтому вопрос еще такой: Кем и когда было установлено правило о вечерних и утренних молитвах? Кем формируется и утверждается в Церкви содержание молитв Православного Молитвослова? Заранее спасибо!

Вопрос задан:
27 ноября 2018

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Валерий! Ваши недоумения по поводу многословия в молитве – объяснимы. Открываем толкование свт. Иоанна Златоуста на текст Матфея 6:7-8, и читаем его пояснения: «А под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом — совсем для нас бесполезного. «Ибо знает Отец ваш», говорит, «в чем имеете нужду» (Мф. 6:8). http://bible.optina.ru/new:mf:06:07

Поэтому, не продолжительность молитвы осуждается Иисусом Христом, а неполезные прошения. По поводу же продолжительных молитв, апостол Павел предлагает всем христианам стремиться к следующему идеалу: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17), то есть, как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), у тебя появилась свободная минута: не погуби её зря, потрать эту минуту на молитву. Так постепенно и приобретается навык непрестанной молитвы.

А вот что отвечает Блаженный Иероним Стридонский на другой Ваш вопрос о словах Спасителя: «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»

 «По поводу этого места возникла некоторая ересь, даже погибельное учение философов, которые говорят: «Если Бог знает, о чем мы будем молиться, прежде чем мы будем просить у Него, и знает, в чем мы имеет нужду, то напрасно мы обращаемся к знающему». На это нужно отвечать кратко то, что мы являемся не повествователями [о своих нуждах перед Богом], а просителями. Ведь одно дело сообщать незнающему, а иное дело просить того, кто знает. В первом заключается указание, во втором - смиренная покорность. Там мы верно излагаем дело, здесь смиренно (miserabiliter) умоляем». http://bible.optina.ru/new:mf:06:07

Что касается формирования православного молитвослова, в его нынешнем виде он появился, примерно в 18 веке. Но в этом нет никакого противоречия: обращаясь к истории Церкви, мы находим, что святые, с древнейших времен составляли молитвы, которые впоследствии стали использоваться, как в частном правиле христианина, так и в богослужениях. Например, свт. Василий Великий написал несколько молитв для литургии. Роман Сладкопевец – знаменитый кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». Преп. Иоанн Дамаскин – ирмосы Пасхального канона, и так далее.

Кто рецензирует молитвы и помещает их в молитвослов? – Церковь, водимая Духом Божиим, как это было обетовано Христом: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 13:16)

Конечно, молитва «Отче наш» является образцом, камертоном. Но, согласитесь, что, к примеру, наличие книги по грамматике русского языка никак не может исключить творчества Достоевского, или Пушкина. Так и сообщение молитвы Господней не ограничивает действия Духа Божия в истории Христианства, Его внушения святым и других молитвенных творений.








Смотрите также: