Спрашивает: Валерий
Вопрос:
Вопрос задан:
27 ноября 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Дорогой Валерий! Ваши недоумения по поводу многословия в молитве – объяснимы. Открываем толкование свт. Иоанна Златоуста на текст Матфея 6:7-8, и читаем его пояснения: «А под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом — совсем для нас бесполезного. «Ибо знает Отец ваш», говорит, «в чем имеете нужду» (Мф. 6:8). http://bible.optina.ru/new:mf:06:07
Поэтому, не продолжительность молитвы осуждается Иисусом Христом, а неполезные прошения. По поводу же продолжительных молитв, апостол Павел предлагает всем христианам стремиться к следующему идеалу: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17), то есть, как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), у тебя появилась свободная минута: не погуби её зря, потрать эту минуту на молитву. Так постепенно и приобретается навык непрестанной молитвы.
А вот что отвечает Блаженный Иероним Стридонский на другой Ваш вопрос о словах Спасителя: «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»
«По поводу этого места возникла некоторая ересь, даже погибельное учение философов, которые говорят: «Если Бог знает, о чем мы будем молиться, прежде чем мы будем просить у Него, и знает, в чем мы имеет нужду, то напрасно мы обращаемся к знающему». На это нужно отвечать кратко то, что мы являемся не повествователями [о своих нуждах перед Богом], а просителями. Ведь одно дело сообщать незнающему, а иное дело просить того, кто знает. В первом заключается указание, во втором - смиренная покорность. Там мы верно излагаем дело, здесь смиренно (miserabiliter) умоляем». http://bible.optina.ru/new:mf:06:07
Что касается формирования православного молитвослова, в его нынешнем виде он появился, примерно в 18 веке. Но в этом нет никакого противоречия: обращаясь к истории Церкви, мы находим, что святые, с древнейших времен составляли молитвы, которые впоследствии стали использоваться, как в частном правиле христианина, так и в богослужениях. Например, свт. Василий Великий написал несколько молитв для литургии. Роман Сладкопевец – знаменитый кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». Преп. Иоанн Дамаскин – ирмосы Пасхального канона, и так далее.
Кто рецензирует молитвы и помещает их в молитвослов? – Церковь, водимая Духом Божиим, как это было обетовано Христом: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 13:16)
Конечно, молитва «Отче наш» является образцом, камертоном. Но, согласитесь, что, к примеру, наличие книги по грамматике русского языка никак не может исключить творчества Достоевского, или Пушкина. Так и сообщение молитвы Господней не ограничивает действия Духа Божия в истории Христианства, Его внушения святым и других молитвенных творений.