Спрашивает: Валерий
Вопрос:
Вопрос задан:
22 февраля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
В Вашем вопросе, Валерий, уже отчасти содержится и ответ: Вы сами пишете, что нашего кровного родителя мы называем отцом, и, не смотря на предупреждение Спасителя, этим не нарушаем Его заповеди (в противном случае, как – же нам своего папу называть?).
Это видимое «противоречие» между практикой Православной и Римо – Католической Церквей именовать своих пастырей отцами, и, казалось – бы, прямым на то «запретом» Иисуса Христа, разрешается просто. В контексте 23 главы Евангелия от Матфея говорится о книжниках и фарисеях: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:1 0 3). Именно они любили именоваться наставниками, учителями и отцами. И против этих ложных отцов сказал Спаситель: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). При этом, Сам Христос, в притче о богаче и Лазаре, влагает в уста богача такие слова, обращённые к Аврааму: «И возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною…» (Лк. 16:24). Значит – ли это, что Христос Сам нарушил собственный запрет? А апостол Павел, безусловно знакомый с предупреждением Христа, однако, прямо именует себя духовным отцом Галатийских христиан: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). В абсолютном смысле, действительно, единственным Учителем, Наставником, и Отцом для нас является лишь Сам Христос. Но это вовсе не исключает существования в Церкви учителей, наставников и отцов с маленькой буквы, в виде пастырей, являющихся приемниками апостольского служения. Ведь пастыри действительно содействуют процессу рождения свыше своих пасомых, проповедуя им Слово Божие, руководя их духовной жизнью, и совершая над ними Таинства, а потому, по праву и именуются отцами.