Спрашивает: Сергей
Вопрос:
Вопрос задан:
30 марта 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Священники, решившиеся не поминать Патриарха, к сожалению, становятся раскольниками, ибо нарушают 13 правило Двукратного Константинопольского собора, гласящее: «Если какой-нибудь пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносить имя его в священных молитвах на Литургиях, по церковному преданию, – таковой да подвергнется извержению и да лишится всякой священнической чести». В этом случае, брать у «не поминающих» священников благословение, тем более, участвовать в совершаемых ими богослужениях, нельзя. Обращаться к таким батюшкам, если они пока не извержены из сана, нужно с приставкой «отец».
По поводу второго вопроса, не ясно, какие подозрения у Вас вызывает молодой иеромонах: в том, законно – ли он рукоположен, или в том, имеет – ли он к прохождению своего служения достаточную богословскую и духовную подготовку? Если он служит в храме, принадлежащем Русской Православной Церкви, а не на подпольной квартире, то у него есть Ставленническая грамота и Указ о назначении, а значит, сомневаться в действительности его сана не стоит. Что касается степени духовной и интеллектуальной подготовки, всё это приходит с годами. Если данный священник не даёт советов, явно входящих в противоречие со святоотеческой традицией, то пользоваться ими можно. Участвовать в Таинствах, совершаемых им, можно и нужно, так - как их действительность не зависит от степени духовности и богословских познаний самого священника.
Священники, решившиеся не поминать Патриарха, к сожалению, становятся раскольниками, ибо нарушают 13 правило Двукратного Константинопольского собора, гласящее: «Если какой-нибудь пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносить имя его в священных молитвах на Литургиях, по церковному преданию, – таковой да подвергнется извержению и да лишится всякой священнической чести». В этом случае, брать у «не поминающих» священников благословение, тем более, участвовать в совершаемых ими богослужениях, нельзя. Обращаться к таким батюшкам, если они пока не извержены из сана, нужно с приставкой «отец».
По поводу второго вопроса, не ясно, какие подозрения у Вас вызывает молодой иеромонах: в том, законно – ли он рукоположен, или в том, имеет – ли он к прохождению своего служения достаточную богословскую и духовную подготовку? Если он служит в храме, принадлежащем Русской Православной Церкви, а не на подпольной квартире, то у него есть Ставленническая грамота и Указ о назначении, а значит, сомневаться в действительности его сана не стоит. Что касается степени духовной и интеллектуальной подготовки, всё это приходит с годами. Если данный священник не даёт советов, явно входящих в противоречие со святоотеческой традицией, то пользоваться ими можно. Участвовать в Таинствах, совершаемых им, можно и нужно, так - как их действительность не зависит от степени духовности и богословских познаний самого священника.