Спрашивает: Игорь
Вопрос:
Вопрос задан:
19 апреля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
1.«Кто же в этом случае их убийцы: слуги дьявола или инструмент Бога?»
Они являются и слугами дьявола, и инструментами Бога одновременно. С одной стороны, «делающий грех есть раб греха» (Ин. 8:34), а значит, и раб падших духов. Хотя, без личного произволения человека, бесы не могут совершать над ним насилия, как видно из Евангельского повествования о Гадаринском бесноватом. Но то зло, что по действию свободной воли совершают люди, Бог включает в Свой Промысел о мире и человеке, приводя это зло к добрым последствиям: вечному спасению человека. Точно так – же, не нарушая свободной воли распинателей Христа, Бог, их руками, совершил спасение мира: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:24 – 28). При этом, однако, иудеи, подвергшие смерти Богочеловека, полностью нравственно вменяемы, и несут ответственность за свой поступок. Так – же нужно мыслить и богоборцах 20 – го века, взрывавших в России храмы, и расстреливавших священников.
2.«Куда они попадут после Страшного суда: в рай или в ад?»
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 18 – 21).
3.«Какое покаяние должен совершить убийца священников, чтобы Бог простил его? И может ли вообще быть прощение за эти убийства?»
Первым в рай, как ни странно это может прозвучать, вошел именно… убийца: благоразумный разбойник, распятый справа от Спасителя. Но спастись может лишь тот убийца, который, в результате покаяния, приобретет душевное состояние благоразумного разбойника. Вот как об этом сообщает Лука: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 39 – 43). В немногих словах разбойника кроется то духовное состояние, что является условием спасения, не только богоборцев, убивавших священников, но и любого христианина: глубокое познание себя, своего недостоинства и падения, и обращение к Иисусу, как Спаситель от грехов.