Спрашивает: Георгий
Вопрос:
Вопрос задан:
05 августа 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
В этической системе Православия по этому поводу сформировался следующий образ поведения мирянина по отношению к священнику или епископу. Не принято священнослужителя называть по имени и отчеству, но епископа – Владыкой, пресвитера (священника) и диакона – отцом (отец Владимир, например). Не принято так же, с Владыкой или батюшкой при встрече здороваться за руку (с диаконом, в принципе – можно) потому, что в Православии, в отличие от Протестантизма, существует четкое разделение верующих на клир (священство) и мирян. И для возведения человека во диакона, священника или епископа с апостольских времен установлено Таинство Священства (рукоположение), в котором лицу, возводимому в священную степень Бог через рукоположение епископское сообщает для совершения своего служения особые Дары Духа Святого. Епископ и пресвитер имеют право совершать Таинства и рукоблагословение. Диакон же - лишь помощник при совершении Таинств и рукой не благословляет. Потому у епископа и пресвитера при встрече принято брать благословение, складывая при этом на уровне груди правую ладонь на левую, со словами: «Благословите, Владыко!» или: «Благословите, батюшка!» и прикладываться (целовать) благословляющую руку. Так как благословение совершается именем Божиим, в этот момент священник или епископ являют собой живую икону Иисуса Христа (благословляют от Его Лица и Его Именем), а потому лобызая благословляющую руку, мы тем самым чтим Самого Спасителя, чьим Именем производится рукоблагословение. Благословение так - же берется, если есть такая возможность, при прощании с батюшкой или Владыкой.