Здравствуйте Батюшка. Хочу спросить у вас: Что такое "Глоссолалия"? Почему Харизматы так верят в нее? И как относится Православная Церковь к дару глоссолалии: считается ли он ересью?

Категория вопроса: Духовная жизнь и благочестие, Другие религии

Спрашивает: Никита

Вопрос:

Здравствуйте Батюшка. Хочу спросить у вас: Что такое "Глоссолалия"? Почему Харизматы так верят в нее? И как относится Православная Церковь к дару глоссолалии: считается ли он ересью?

Вопрос задан:
06 июня 2024

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

1.Что такое «Глоссолалия»?

Глоссолалия в библейском контексте – это дар говорения на иных иностранных языках, которых человек до этого не знал. Необходимость этого дара в первые дни существования Церкви была обусловлена тем, что апостолы, будучи Иудеями, простыми рыбаками, говорили лишь на своем родном языке. Но они должны были идти на проповедь к разным народам, языки которых им были не знаком. И Дух Святой даровал им возможность изъясняться с представителями этих народов на их родном наречии. Вот что мы читаем в книге Деяний о событии Пятидесятницы: «И исполнились все (апостолы) Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?» (Деян.2:4-11). Со временем этот дар иссяк в Церкви, так как отпала его необходимость: среди христиан, обращённых из язычников, поставлялись священнослужители, свободно проповедовавшие на родном языке. И примерно, начиная с 4 века, говорение на языках в Церкви больше не встречалось.

Глоссолалия, которая воспроизводится на собраниях современных Пятидесятников и неохаризматов, феномен иного порядка: о говорении на реальных иностранных языках здесь нет и речи. Кроме не членораздельных звуков вы там ничего не услышите. Иностранные пасторы, обращаясь к русскоязычной аудитории, говорят не иначе, как через переводчика. Где – же здесь знание иных языков?  В пятидесятнических собраниях «дар» языков приобретается при помощи чисто внешних приёмов, например, искусственного разгорячение себя, приведения в состояние экстаза.

В язычестве феномен пятидесятнического «говорения на языках» известен уже давно. Так, он упоминается в индуистских Ведах. Его использовали гностики, Дельфийские оракулы. Глоссолалия была известна в мистических культах Дионисия, Осириса, Орфизма и в так называемых Елевсейских мистериях. Этим «даром» владела в середине 2 века секта Монтанистов. В дореволюционное время «дар» говорения на языках был известен внутри русской секты хлыстов. Глоссолалию до сих пор практикуют представители анимистических религий, для общения человека с духами (как правило, падшими).

2.Почему Харизматы так верят в нее?

Само слово «ересь» происходит от «хайрэсис» - «выбор». То есть, ересь всегда усекает полноту Истины, выбирая и абсолютизируя её отдельные аспекты. Например, «Свидетели Иеговы» во главу угла поставили учение о том, что лишь они знают имя Бога. Харизматы – «крещение» Духом Святым, «говорение» на языках… Одной из причин поиска особых «даров» Духа и возникновения в начале 20 века движения Пятидесятников, можно назвать отрыв Протестантизма в целом от Церкви, её Традиции (Предания). Вследствие чего произошла потеря критериев правильной духовной жизни.

3.Как относится Православная Церковь к дару глоссолалии: считается ли он ересью?

Если обратиться к святоотеческому опыту молитвы, то одним из её законов является запрет на разгорячение крови, введение себя в экстатическое состояние. Вот что по этому поводу пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огнь нечистый - слепое, вещественное разгорячение крови - воспрещено приносить пред всесвятого Бога».

«Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина его  неведение или недостаточное знание и гордостное признание себя способным к благодатной молитве и достойным ее» (2, 272).

"Не ищи в молитве наслажденийони отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние" (1,149). «Не устремимся к исканию наслаждений при молитве нашей!» (1,164). «Искание само собою уже есть обольщение...» (2, 200).

Критерием правильной молитвы Святитель считает познание себя, или видение своих грехов, и рождающееся из него смирение.  В одном из писем свт. Игнатий пишет: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». 

Отсюда вывод:

Ожидание и искание особых действий Духа Божия в молитве (в том числе, и желание говорить на языках) прежде очищения сердца от страстей, искусственное разгорячение себя, Православная традиция рассматривает как состояние прелести, то есть духовного самообмана.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Я страдаю хульными помыслами. Как отличить мою мысль от помысла бесовского? Что посоветуете почитать на эту тему?
Добрый день! Хочу крестить сына. Но есть проблема: я сама крещена в старообрядческой церкви. Могу ли я присутствовать на таинстве?
Исповедовал грех: попытку суицида. Священник спокойно меня выслушал, ничего не сказал, но уныние не проходит. Этот грех мне не простился? Что теперь делать?
Мой отец вел плохой образ жизни, и заболел. Я не хочу, чтобы он возвращался из больницы, хотя знаю, что это грех. Подскажите мне.
Здравствуйте батюшка. У меня очень сильные обиды на мать: она отказалась от меня. Не могу простить. Как мне это всё отпустить, не знаю даже. Помогите мне пожалуйста. Мне надо простить, а я не могу.
Как держать среду и пятницу, если занимаюсь тяжёлым видом спорта? Ответьте, пожалуйста.
Здравствуйте. Я хотела бы креститься. Мне 28 лет. Что для этого нужно сделать?
Здравствуйте, что мне делать? Я не знаю, был ли я крещен, или нет. Сейчас мне 13 лет. Родители говорят, что не помнят.
Добрый день. Моего сына в Крещении нарекли в честь святого Мирослава Сербского. Но после Крещения возникают проблемы с подачей записок: говорят, что такого имени не существует. Что можно сделать в такой ситуации?
Здравствуйте. Есть намерение отпеть отца. Не видела его с детства. Он жил, как бомж, выпивал. Узнала, что он умер. Как и где его похоронили, не известно. Скажите пожалуйста, можно ли его отпеть?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.