Спрашивает: Саша
Вопрос:
Вопрос задан:
26 ноября 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
В качестве ответа предложу выдержку из статьи: «Победившие плоть: зачем женщины селились в мужских монастырях?»
На заре монашества множество женщин-христианок совершали подвиг девства в самом, казалось бы, неподходящем для этого месте — среди мужчин. Подвизаясь в мужских монастырях, они всецело отказывались от собственного пола ради спасения души. Истории о женщинах, живших в мужских монастырях, были очень популярны у массового благочестивого читателя в VI-VII веках.
Феномен «перевоплощения» женщин в мужчин давал пищу для многих искушений и спекуляций. Так, житие преподобномученицы Евгении вкратце пересказал философ Василий Розанов в своей книге «Люди лунного света», изданной в 1911 году. В этом трактате автор обосновывал существование «третьего пола», представителей которого он называл «муже-девами». Из свойственной этим людям «бессеменности» Розанов выводил многие характерные особенности христианской религии. Говоря современным языком, философ описывал явление психофизиологической асексуальности, которую сегодня относят к одной из «граней» ЛГБТ-движения. В поведении святых женщин действительно внешне можно усмотреть сходство с пресловутым «отказом от собственного гендера». Однако смысл их христианского подвижничества было совершенно иной. Переодеваться в мужчин их заставлял не сексуальный и не социальный, а духовный стимул. Кандидат исторических наук Анастасия Рышковская с соавторами называет это явление «ментальным переворотом». В статье «Особенности реализации христианского девства в миру и иночестве в ранневизантийский период» исследовательница подчеркивает, что в основе решения первых великих подвижниц уйти из мира лежали «религиозные и духовные причины». Переодевание было внешним способом приближения к аскезе. Только в таком виде женщины имели возможность поменять свой образ жизни. Селиться в египетской пустыне в одиночестве, подобно первым монахам-мужчинам, они не могли, так как это было непосильно и опасно для женщин. Женские же монастыри исторически возникли позже мужских, и во многих местностях их просто не было. «В таких случаях женщины были вынуждены пойти на грех обмана, только ради того, чтобы иметь возможность исповедовать то, чего требовала их душа», — отмечается в статье Рышковской.
Кроме того, в представлении христиан той эпохи «совершенный» разум приравнивался именно к «мужскому». В подобном духе поучал паству, например, епископ Еленопольский Палладий, автор сборника «Лавсаик». По этой же причине не могло быть обратных случаев — тайного проживания мужчин в женских монастырях. Существование рядом с мужчинами на положении инкогнито для христианских дев было способом более полной степени отказа от своего пола. Игумены часто зачитывали такие жития с воспитательной целью — они показывали, что даже слабые по природе женщины способны превзойти в подвигах нерадивых иноков-мужчин.
Истории о пребывании в монастырях в мужском облике встречаются в жизнеописаниях святых жен вплоть до IX века, хотя формально это было запрещено 13-м правилом Гангрского собора (IV век): в «Славянской кормчей» данный пункт излагался следующим образов; «Аще которая жена мнящися воздержания ради пременит одеяния, и в обычного место женам одеяния, в мужескую одежду облечется, да будет проклята». Канонизация святых Евгении, Марии и других жен состоялась, так как их подвижничество было признано не «мнимым», а настоящим. На VI Вселенском соборе в 680-681 годах церковные правила были ужесточены. Полностью запрещалась ночевка мужчин в женских монастырях и женщин — в мужских. Во втором тысячелетии христианской эры переодетых женщин в монастырях почти не встречалось. В Русской православной церкви чуть ли не единственным исключением была Досифея, затворница Киевская. В возрасте 15 лет в 1736 году, не желая выходить замуж, она пришла в Троице-Сергиеву лавру под видом «крестьянского сына Досифея». Именно эта святая впоследствии благословила на подвижничество Серафима Саровского. Только после смерти «отшельника Досифея» в 1776 году его истинный пол стал известен. Примечательно, однако, что даже в XX веке у мужчин-монахов иногда закрадывались подозрения, что в их среде могут находиться женщины. С недоверием братии столкнулся, например, подвизавшийся в советское время монах Леонид, «убогий от чрева матери», который внешне был похож на престарелую женщину. «Из-за этого у него всегда были проблемы в мужских монастырях, а в одном из них его так даже и «проверяли» Он вспоминал об этом со слезами», — рассказывала православная писательница Олеся Николаева. Аналогичные слухи недоброжелатели сегодня распространяют в Сети об известном афонском иеросхимонахе Рафаиле (Берестове), имеющем характерную внешность. Однако, учитывая, насколько строго на Афоне соблюдается запрет на присутствие женщин, данная версия не выдерживает критики.
Автор Тимур САГДИЕВ
Журнал:Загадки истории№31 июль 2020 https://www.liveinternet.ru/users/bahit/post473268191/