Спрашивает: Владимир
Вопрос:
Вопрос задан:
09 января 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Владимир.
Ветхозаветные тексты, в частности, так называемые, псалмы проклятия, мы – христиане, должны рассматривать через призму Нового Завета. Именно в новозаветном контексте они получают должное осмысление. Христос называется в посланиях апостола Павла «образом Бога невидимого» (2 Кор.4:4). Он явил нам Отца: показал намерения Бога Отца, Его Любовь (Ин.14:9). Исполнил волю Отца в отношении нашего искупления. Христос не проклял ни одного человека. Молился даже за Своих распинателей. В Евангелиях упоминается лишь проклятие Им дерева – бесплодной смоковницы, символизирующее людей, не принёсших Богу плодов христианских добродетелей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если Спаситель явил нам характер и намерения Отца, значит, Бог не проклинает ни одного человека.
Святоотеческое истолкование псалмов проклятия относит эти проклятия ко греху: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136). Под младенцами Отцы понимают греховные помыслы, с которых начинается любой греховный поступок. А так - же к отцу греха – диаволу, и его падшим духам: «По милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб» (Пс. 142:12). В свете такого понимания всё встаёт на свои места: христианин призван противостоять своим страстям, зарождающимся в помыслах, и духам злобы поднебесным. И в Псалмах мы просим Бога оказать нам содействие в этой борьбе, ибо своими силами выйти из неё победителем не возможно.