Спрашивает: Юлия
Вопрос:
Вопрос задан:
07 апреля 2025
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Юлия.
Сначала отвечу на Ваш последний вопрос: «Почему и за что так происходит, что Ваша дочь не может забеременеть?»
Правильно было – бы исключить слова «за что?», и оставить «почему?». – Потому, что все люди на земле являются потомками Адама и Евы, и вследствие их падения, мы унаследовали природу, повреждённую грехом, болезнями и смертью. Апостол Павел об этом пишет так: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). Поэтому, бесплодие является одним из последствий разрыва связи между человеком и Создателем, которое произошло по причине не правильного самоопределения прародителей рода человеческого.
Теперь можно ответить и на Ваш первый вопрос: «Может что – то делаем не так, что дочь не может иметь ребёнка?». – Да, к сожалению, делаете. В интернете можно без труда найти такой документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Здесь, в 12 разделе: «Проблемы биоэтики» в 4 пункте: «Суррогатное материнство и иные репродуктивные технологии», Церковь высказала своё отношение к ЭКО: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2)». https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_12_4
Давайте расшифруем сказанное. Экстракорпоральное (внетелесное) оплодотворение сейчас становится всё более популярным. Но Церковь негативно высказалась о применении этой технологии. В чем причина? - В том, что жизнь человека, как уникального индивида, начинается не с рождения, а с… зачатия. И так считает не только Церковь, но и совершенно светская наука – эмбриология. Вот какой ответ в 1993 году дали два ведущих специалиста кафедры эмбриологии при МГУ, на запрос Русской Православной Церкви о том, как эмбриология оценивает аборты:
С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.
На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека, как биологического индивидуума.
Заведующий кафедрой эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор биологических наук
В.А. Голиченков
Профессор кафедры эмбриологии, доктор биологических наук
Д.В. Попов
03.09.1993 г.
https://www.pravmir.ru/mgu-embrion-ne-mozhet-zayavit-svoi-prava-eto-mozhem-sdelat-my/
Повторюсь: так высказались ведущие специалисты светской науки о зарождении человеческой жизни. Церковь – же изначально настаивала на том, что аборт на любой стадии беременности это – детоубийство, со всеми вытекающими отсюда этическими последствиями для людей, в нем участвующих. А процедура ЭКО, фактически, предполагает детоубийство, и не одно. Заключается эта манипуляция в заготовке нескольких эмбрионов, которые пересаживаются в лоно женщины. Наиболее жизнеспособный эмбрион – выживает там, а слабые – погибают. Если назвать вещи своими именами, то каждый эмбрион – это уникальный человек, который уже с момента зачатия получает от Бога и бессмертную душу. Получается, что один ребенок – выживает, другие - умирают. И тот, что выживает питается… останками своих не рождённых братиков и сестричек… Каким в будущем, с нравственной точки зрения, вырастит этот ребенок, если его жизнь началась так? Кроме того, могут быть и другие «избыточные» эмбрионы, которые остаются в лаборатории, и впоследствии… утилизируются врачами. Теперь вопрос: как Бог может благословить рождение ребенка за счет убийства его не рождённых братиков и сестричек? И кем становятся мужчина и женщина, решившиеся на процедуру ЭКО, а так – же врачи, проводящие её?
Вот, дорогая Юлия, и ответ на Ваш второй вопрос. Вашу дочь и зятя хорошо было – бы проинформировать обо всём вышесказанном, и призвать к глубокому и искреннему покаянию. Само собой, им нужно прекратить любые попытки повторения ЭКО. Но как решить проблему бесплодия?
Здесь есть варианты.
1.После принесения покаяния, пусть они обратятся в молитве к Богу с просьбой даровать им чадо. Чтобы молитва была принята Господом, пусть сопровождают её самой мало - мальской борьбой хотя – бы с одной из наиболее беспокоящих их страстей. Например, возьмут на себя труд в течение одного дня никого не осудить, ни на кого не разгневаться Будет полезным регулярная Исповедь и Причастие, паломничество к святым мощам и чудотворным иконам. Я был свидетелем такого случая. Несколько лет назад у нас в храме проездом была одна пара из Узбекистана: муж – узбек, мусульманин; жена – русская, православная. Они ставили свечи перед иконой святителя Николая, а потом рассказали нам о себе. В браке они прожили много лет, но не имели детей. И вот жене было откровение помолиться перед чудотворной иконой святителя Николая, которая находится в Кафедральном соборе города Ташкента. Она помолилась, и… забеременела. С тех пор, заходя в любой православный храм, они благодарят святителя Николая за молитвенное предстательство о них перед Богом.
2.Если Господь всё – же не сочтёт полезным разрешение бесплодия Ваших родных, пусть займутся вопросом усыновления. В моей священнической практике я был свидетелем двух случаев, когда мои прихожане, страдавшие бесплодием, взяли на воспитание и усыновили детей из детских домов: в одной семье – двоих, в другой – троих детей! Дети сейчас уже выросли, у них всё в порядке. Скоро сами будут заводить свои семьи. Так что пусть Ваша дочь и зять подумают над этим.
Бог в помощь Вам, и Вашим домашним.