17 апреля 2025 года, в канун Великой пятницы, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий совершил в Свято-Воскресенском кафедральном соборе Утреню с чтением 12 Страстных Евангелий – особое богослужение, посвящённое воспоминанию страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Это одно из самых драматичных и глубоко прочувствованных служб всего Великого поста. В полумраке храма, при свете сотен зажжённых свечей, читаются евангельские отрывки, в которых звучит вся история последних часов земной жизни Спасителя: беседа на Тайной Вечере, молитва в Гефсиманском саду, поцелуй предательства, суд Синедриона и Пилата, бичевание, страдания, несение Креста – и, наконец, Голгофа. После каждого чтения раздаётся мерный траурный удар колокола, словно эхо древней скорби, всё ещё звучащее в сердцах христиан.
Эта служба словно переносит верующих в Иерусалим времён Христа – туда, где всё произошло. В первые века христианства верующие действительно собирались в ночь Великого четверга у святынь: на Елеонской горе, в Гефсиманском саду, на Голгофе. Сегодня эти места звучат в душе, оживая в словах Евангелия и в тишине храма, наполненного молитвой и слезами.
1-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Иоанна, 13:31-18:1
Первое Евангелие Страстей Христовых повествует о прощальной беседе Спасителя с учениками. В этой беседе он просит апостолов «иметь любовь между собою», а также обещает послать им Духа Святого Утешителя после своей гибели. Звучат слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Затем Он молится за учеников.
2-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Иоанна, 18:1-28
Второй евангельский отрывок рассказывает о том, как первосвященники и воины, которых привел Иуда, арестовали Христа. Петр последовал за Учителем, но потом отрекся от Него.
3-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Матфея, 26:57-75
Первосвященники судят Иисуса, пытаясь вменить Ему какую-нибудь вину. Стражники издеваются над Христом и избивают Его. Петр отрекается от Спасителя в третий раз, но, услышав, как пропел петух, вспоминает пророчество Учителя о своем предательстве и раскаивается.
4-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Иоанна, 18:28-40, 19:1-16
Христа ведут на суд к Пилату. Пилат не хочет судить Его. Издевательства над Иисусом Христом продолжаются, однако Пилат объявляет, что считает Его невиновным. Он предлагает народу отпустить Спасителя ради праздника Пасхи, однако люди кричат, чтобы он отпустил разбойника Варавву, а Христа отдал на распятие.
5-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Матфея, 27:3-32
Иуда раскаивается в том, что предал Христа — «кровь невинную». Он возвращает первосвященникам и старейшинам тридцать сребреников, которые получил за донос. Бросив сребренники в храме, он пошел и удавился.
В то же время Понтий Пилат пытается избежать казни Иисуса. Он снова говорит о том, что не считает Христа преступником и предлагает отпустить Его, однако народ настаивает на казни.
6-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Марка, 15:16-32
Шестой отрывок повествует о страшных страданиях Спасителя перед распятием. Воины надевают на Него багряницу, венчают терновым венцом, насмехаются и издеваются, кланяются в насмешку. Затем Иисуса ведут на Голгофу, заставив Симона Киринеянина нести крест. На Лобном месте Христа распинают между двумя разбойниками. Толпа и первосвященники глумятся, призывая Его сойти с креста, но Он молчит, исполняя волю Отца. Так сбывается пророчество: «и к злодеям причтен».
7-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Матфея, 27:34-54
Седьмой отрывок описывает предсмертные муки и кончину Иисуса в изложении евангелиста Матфея. Распятому на кресте Христу давали пить уксус, над головой приделали табличку с изложением «вины» — «Царь иудейский», а Его одежду стражники поделили между собой. Евангелист пишет, что когда Спаситель умер, завеса в иерусалимском храме разорвалась надвое, совершилось землетрясение, а многие усопшие встали из гробов и явились людям.
8-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Луки, 23:32-49
Евангелист Лука, описывая последние часы Спасителя на кресте, рассказывает и о двух преступниках, которые были распяты рядом с Господом. Один насмехался над Ним, говоря: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же раскаивался, говоря «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус обещал благоразумному разбойнику, что тот сегодня же будет с Ним в раю.
9-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Иоанна, 19:25-37
Описывая страдания Спасителя на кресте, евангелист Иоанн говорит о тех, кто стоял рядом с Ним все это время — Богородице, Марии Клеопове, Марии Магдалине и любимом ученике Христа — Иоанне Богослове. В этом отрывке цитируются последние слова Сына Божия, обращенные к Матери и ученику.
10-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Марка, 15:43-47
После смерти Спасителя его тайный ученик Иосиф Аримафейский просит у Пилата разрешения захоронить Его. Христа обвивают плащаницей и кладут в гроб, высеченный в скале.
11-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Иоанна, 19:38-42
Этот отрывок также описывает погребение Спасителя Иосифом из Аримафеи.
12-е Евангелие Страстей Христовых. Евангелие от Матфея, 27:62-66
После погребения Иисуса первосвященники и фарисеи просят Пилата поставить у гроба стражу, чтобы ученики не украли тело и не объявили Христа воскресшим. Пилат сказал «охраняйте, как знаете». Тогда пещеру запечатали и поставили рядом стражу.