17 апреля 2025 года, в Великий Четверг Страстной Седмицы, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий совершил литургию Василия Великого в Свято-Воскресенском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужило духовенство епархии.
За богослужением владыка Савватий наградил протоиерея Евгения Мезенцева крестом с украшениями, иерея Георгия Дворового палицей, иерея Илию Бойко архиерейской грамотой.
По заамвонной молитве, владыка совершил чин омовения ног – чинопоследование, когда в Страстной Четверг, архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам на Тайной Вечере, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения Церкви Божией.
Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему. Смирение – это великая благодать, смирение дает особые плоды. Чтобы это смирение было в нас, мы должны приносить искреннее покаяние.
В этот день мы вспоминаем о Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии.
Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной...
А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение — Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
По материалам журнала «Фома»