Спрашивает: Фатима
Вопрос:
Вопрос задан:
24 декабря 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Уважаемая Фатима! Вы пытаетесь отстоять достоверность текста «Евангелия от Варнавы» ссылаясь на мусульманское придание - хадисы. В сфере науки текстологии, это - не авторитет. Вообще, с научной точки зрения, историческая достоверность хадисов – ничтожно мала: невозможно научным методом установить их подлинность и преемственность. По ссылке, данной Вами: https://ru.wikipedia.org/wiki/Варака_ибн_Навфаль, Википедия пишет: «Согласно хадису аль-Бухари, Варака «был христианином, читал Писание и слушал людей Торы и Евангелия»[3][4][5]. Он также «написал Новый Завет на арабском языке»[6], но неясно, означает ли это, что он перевел его с греческого или переписал чью-то рукопись.» Текстология же, опирается не на непроверяемые предания, а на конкретные археологические артефакты, которые можно исследовать: датировать, провести лингвистический анализ, соответствие описываемых в нём событий исторической эпохе, и прочее. И здесь дело обстоит следующим образом: так называемое «Евангелие от Варнавы» - очевидная фальшивка, датируемая концом 16 века, написанная на итальянском языке (в то время, как до наших дней сохранилось 2328 рукописей или фрагментов рукописей четырёх канонических Евангелий на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства), обёрнутое в кожу турецкого производства, с пометками на арабском языке на полях (от чего было сделано предположение, что сами мусульмане и написали это «Евангелие» для полемики с христианами). Автор «Евангелия от Варнавы» явно незнаком с географическими особенностями Палестины 1 века, обнаруживает незнание текстов Торы и обрядовых традиций Израильского народа (хотя настоящий апостол Варнава – был иудей, и с детства прекрасно знал Ветхозаветные Писания). Кроме того, это «Евангелие» вступает в противоречие с самим Исламом, достоверность которого мусульмане с его помощью пытаются отстоять: в нем пророк Мухаммед именуется «Мессией», то есть «Христом», чего мы не находим в Коране. Наоборот, Коран приписывает титул Мессии лишь Иисусу. Так что, на самом деле, отстаивать достоверность этого «Евангелия», уважаемая Фатима, значит вступать в противоречие с той религией, которую Вы исповедуете. Для более детального ознакомления с темой, даю Вам ссылку на сайт «Православие и Ислам», игумен Иов (Гумеров): «О «Евангелии от Варнавы» http://www.orthodoxy-islam.com/barnaba2.htm
Что касается второго Вашего вопроса о том, что, по словам преп. Иоанна Лествичника, нельзя верить слезам прежде очищения сердца от грехов, Вы спрашиваете: «Не кажется ли вам, что таким же обманом иногда может быть святость людей, что несмотря на их праведность они все равно могут ошибаться? А также, что дикость и грубость других людей может не вводить их в заблуждение?».
Во-первых, делая такие утверждения, Вы ставите под сомнение авторитет самого основателя Ислама, Мухаммеда: а не кажется ли Вам, Фатима, что и он мог ошибаться, что обманом является и его святость? Каковы критерии достоверности полученных им откровений и его личной праведности?
Во-вторых, если говорить по существу Вашего вопроса, в Православном Христианстве, люди объявляются святыми не потому, что так кому-то показалось, а потому, что у нас есть чёткие критерии святости, и, как следствие, авторитетности писаний святого угодника Божьего. Этих критериев три:
1. Чистота нравственной жизни, соответствующая воплощению человеком Евангельских заповедей.
2. Чистота догматического учения. Учение веры, исповедуемое святым, должно соответствовать учению Церкви.
3. Свидетельство о святости человека самой Церкви. Сюда входит: его народное почитание, чудеса, совершаемые им при жизни и после смерти, обретение его святых останков, которые нередко бывают нетленны и через которые Бог подаёт просящим Свою Силу, именуемую Благодатью.
Иными словами, в Православии есть строгая преемственность опыта духовной жизни во Христе, именуемого Традицией, или Преданием Церкви. Соответствие данного человека Традиции и обеспечивает безошибочность определения его святости самой Церковью. Таковым, к примеру, является преподобный Иоанн Лествичник, слова которого о недоверии слезам прежде очищения сердца, Вы ставите под сомнение. Поэтому, святость в Православии, не то, что кому-то показалось, или пригрезилось, но то состояние единства человека с Богом, которое, на основании вышеперечисленных критериев, является несомненной очевидностью.
Как следствие, богословские и аскетические творения святого, становятся авторитетными и отражают учение Церкви тогда, когда выполняется принцип, именуемый «согласием Отцов». Это – критерий достоверности их творений: то, в чём согласны мнения всех, или большинства святых, и есть церковное учение. А опыт Иоанна Лествичника тождественен опыту других Православных подвижников.
Что касается смысла самих слов преп. Иоанна, то он сводится к следующему: каждый человек, являясь потомком падшего Адама, унаследовал от него повреждённость души и тела грехом, и в силу этого, он может, в религиозной жизни впадать в состояние прелести, то есть самообольщения (от слов: «лесть себе»). Поэтому, человек может плакать по самым различным поводам: от жалости к себе, от самолюбования, от тонкого тщеславия, и прочее. Критерием благодатности, и, следовательно, Богоугодности его слёз, является состояние чистоты сердца, происходящее от опытного познания своих нравственных недугов, на языке Церкви именуемого видением грехов, или самопознанием.
Желаю Вам помощи Божией в познании Истины.