12 июня 2016 года, в неделю 7-ю по Пасхе, в день празднования памяти святых отцов Первого (Никейского) Вселенского Собора, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил совершил Божественную литургию в Алексеевском приделе Свято-Воскресенского собора.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Ошского округа протоиерей Виктор Реймген, клирик Свято-Воскресенского собора иерей Георгий Дворовой.
Проповедь перед причастием прочитал священник Виктор Реймген.
По окончании богослужения епископ Даниил обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором рассказал почему Церковь празднует и чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора и подчеркнул основополагающее значение проведения Вселенских Соборав, благодаря которым было создано истинное христианское учение: «Всего было семь Вселенских Соборов, и основа веры в догматах в письменной форме была зафиксирована именно на них. До этого в первые три столетия после Рождества Христова, называемые столетиями мученичества христианства, когда еще Римская империя властвовала над миром, язычество было очень сильным. Вера в те времена передавалось в устной форме. Но так как человеческий разум и человеческая природа весьма не стабильны, это привело к тому, что устная передача информации была искажена, как в самом Священном Писании, так и в учениях. Поэтому был собран Первый Вселенский Собор в 325 году при Константине Великом. Он как первый православный император увидел великую опасность в существующих искажениях вероучения. В то время церковь захлестнула ересь арианства, и она возникла именно в лоне Церкви, то есть не внешняя ересь, а возникшая в среде христиан. Ее основатель Арий был помощником александрийского патриарха и дошел со своим ложным учением до Константинополя. Он отвергал Божество и предвечное рождения от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. И многие люди, прельстившись его ложным учением, уклонились от истины. Мы знаем, что против арианской ереси на Первом Соборе выступили святитель Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Нужно понимать, что арианство было основательной, изощренной ересью, отрицающей Триединство Бога и человеку, плохо знающему догматы, это лжеучение могло бы показаться истинным. Когда Спиридон Тримифунтский обличал Ария, он взял кирпич и помолившись перед всеми сжал его в руке, и кирпич разложился на три части – огонь, землю и воду. Святитель Спиридон Тримифунтский доказывал, что подобно тому, как один кирпич имеет в своем составе три вещества, так и Господь Триедин. А когда святитель Николай Чудотворец увещевал Ария, он не удержался и ударил его, ибо понимал, каким кощунством является его учение.
Во время Первого Собора ересь Ария была разоблачена и был составлен первый Символ веры. Это очень важно. В письменном виде мы имеем основу своей веры, и на каждой Божественной литургии мы исповедуем Символ веры. Однажды святой Нил Афонский после своей смерти явился одному из монахов и поведал ему в видении о последних временах мира. Он говорил о том, что при кончине мира люди хотя бы только исповедующие Символ веры правильно, без всяких еретических добавлений, уже будут спасены, не смотря на то, что и любовь иссякнет и вера будет мала, и благочестия почти не останется. Вот как важно сохранять нам истину».
Говоря о природе ереси, владыка Даниил подчеркнул, что всякое лжеучение исходит от духов злобы поднебесной, которые сохранив природу ангельскую, являются очень могущественными и умными духами. Они легко могут завладеть сознанием человека, особенно человека гордого: «Ересь может возникнуть от внушения падшего ангела. Знаете сколько историй можно почитать у святых отцов, когда бесы являлись подвижникам в виде ангелов и обольщали их тем, что они очень много потрудились для Бога, и некоторые верили льстивым речам и начинали слушать советы такого «ангела». И все труды такого подвижника превращались в прах, по причине гордыни последнего. Польстившийся на свою якобы «избранность», такой человек начинает мнить о себе, что Бог его направляет учить народы. Вот таким образом и возникали арианство, несторианство, монофизитство, иконоборчество. А еретики, они уж чтобы привлечь к себе новых «прихожан» сделают все возможное – и выглядеть будут как ревностные христиане, и любовью вас окружат, и еще подарков дадут – только приходите. У всякой ереси очень много дурных последствий. Огромное количество различных учений, так называемых протестантских – есть еретические умствования. И это привело к тому, что целые страны не исповедуют истинную веру, и находятся в заблуждении».
Продолжая тему ереси, Его Преосвященство затронул и тему расколов, которые возникали периодически в Лоне Тела Христова, увлекая за собой большое количество людей. Нынешние раскольнические настроения возникают, при попытке некоторых «ревностных не по разуму» христиан критиковать действия церковного священноначалия. Такие попытки раскола возникают либо от неосведомленности, не знания и не понимания реально существующей ситуации, либо по причине откровенной вредительской деятельности по отношению к Матери Церкви. Любой раскоп в конечном итоге приводит к тому, что часть паствы отходит от истинной Церкви и начинает основывать свою лжеверу и лжецерковь. А люди, которые начинают ходить в такие еретические организации попросту губят свои души.
Подводя итог своему воскресному выступлению, епископ Даниил заключил: «Времена перед Вселенскими соборами были страшными и кровопролитными для христиан, не только из-за внешнего врага, но и из-за внутренних раздоров. Поэтому дай Бог, чтобы нас внутри нашей веры ничего не смущало и не разделяло, а в любви Христовой мы всегда были едиными. Во время службы произносятся такие слова: «Христос посреди нас», на это отвечают «Есть и будет». Так и должно быть среди православных христиан. Православие – это истина, которая хранится со времен апостольских. Так, например патриарх Московский от Андрея Первозванного является сто шестьдесят седьмым по счету. А у сектантов спроси – вы откуда? Да, мы вот сами себя придумали. Вот и весь ответ. Мы же должны хранить эту преемственность, нашу веру, наш Символ веры и в своей жизни, и в своих делах. Благочестие и хранение истины сохраняют нашу жизнь. Это неразрывно связано. Мы все люди очень грешные, но если мы не отступим от истины, то Господь сохранит нас в крепости, в любви Своей. Наша Православная вера является ядром мира, согласия и любви среди всего человечества, потому что основана на истинной, нелицемерной любви. Мы всегда должны это помнить и действовать только любовью Божией. Другой жизни у православных нет. Дай Бог, чтобы любовь Божия жила в наших сердцах и делах».